Курсовая работа: Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей среднего дошкольного возраста

Введение……………………………………………………………………….3

1. Самостоятельность как качество личности………………….................5

2. Аппликация как вид продуктивной деятельности дошкольников…....10

3. Условия формирования самостоятельности на занятиях аппликацией……………………………………………………………………..12

4. Особенности развития самостоятельности у детей средней группы на занятиях аппликацией ……………………………………………………….. ..20

Заключение…………………………………………………………………...26

Список литературы…………………………………………………………..28

Приложение…………………………………………………………………..30

Введение

Проблемаформированиясамостоятельностиу детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией сегодня становится все более актуальной. Это связано с тем, что изобразительная деятельность и, в частности, аппликация заключают в себе большие возможности для формирования этого качества личности: структура занятий по аппликации от целеполагания, ориентировочной части до получения наглядного результата и его оценки предполагает освоение детьми целого комплекса интеллектуальных и технологических умений. При этом сущность термина «самостоятельность детей в процессе занятий аппликацией» может быть охарактеризована как интегральное качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к аппликации, способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения аппликативных заданий.

Проблема самостоятельности многоаспектно исследовалась в работах В.В.Давыдова, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, И.Я.Лернера, Н.Н.Поддьякова, Л.Я.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, В.А.Селиванова, А.И.Щербакова, Д.Б.Эльконина и др. В них даны разные трактовки исследуемого нами феномена. Кроме того, имеются отдельные исследования, в которых изучались особенности становления самостоятельности дошкольников и намечались этапы ее развития (Г.Н.Година, Т.В. Гуськова, А.А. Люблинская, Л.А.Порембская); были выявлены некоторые условия формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе обучения (В.А. Аванесова, А.М. Леушина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова и др.), игровой (Р.Жуковская, Р.А. Маркова, В.Н. Нечаева, Л.А. Порембская и др.) деятельности.

В области изобразительной деятельности самостоятельность изучали: Т.С.Комарова (рисование), Т.А.Парамонова (творческое конструирование), Н.Б. Халезова (лепка- развитие творчества в лепке). Проблема развития самостоятельности на занятиях аппликацией в методической литературе изучена недостаточно. Все вышеизложенное и определило тему нашей курсовой работы: «Развитие самостоятельности на занятии аппликацией у детей среднего дошкольного возраста».

Цель исследования: теоретическое изучение проблемы развития самостоятельности на занятиях аппликацией у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: занятия аппликацией в среднем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: условия формирования самостоятельности у детей 4-5 лет на занятиях аппликацией.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятия «самостоятельность».

2. Уточнить понятия «самостоятельность» и «творческая активность».

3. Выявить педагогические условия формирования самостоятельности у детей на занятиях аппликацией.

Методы исследования: методы теоретического исследования (метод работы с литературой, сравнение, обобщение).

Практическая значимость: содержание работы представляет интерес в первую очередь воспитателям на занятиях аппликацией, во-вторых, родителям при самостоятельном изучении темы и студентам педагогического колледжа при изучении дисциплины «Развитие детей средствами изобразительной деятельности»

Структура исследования: работа состоит из ведения, 1 теоретической главы, заключения, списка литературы. Список литературы включает 27 источников. Работа изложена на 29 страницах.

1. Самостоятельность как качество личности

В толковом словаре русского языка В.И. Даля мы находим: Самостоятельность : работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи (22, с.315.). Попробуем более точно определить, что же по существу входит в понятие самостоятельная деятельность. Самостоятельность очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

На первый взгляд, самостоятельность – рядовое, хорошо известное качество человека: о нем говорят в жизни, и оно представлено в науке и практике образования. Однако сегодня это понятие наполняется новым содержанием, ему отводится иная роль в образовании и становлении человека, оно превращается в одно из фундаментальных качеств личности.

Самостоятельность необходимо рассматривать и воспитывать как универсальное качество личности. Как личностное качество самостоятельность имеет разнообразные формы самопроявления:

– самообразование (образование, получаемое путем самостоятельной работы);

– самовоспитание (собственные усилия по самосовершенствованию);

– самоопределение (результат собственного выбора); – самовыражение (проявление личностью своих способностей, индивидуальных особенностей и желаний);

– самоидентификация (соотнесенность личности с чем-то, кем-то);

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 634
Бесплатно скачать Курсовая работа: Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей среднего дошкольного возраста