Курсовая работа: Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности
Введение
Глава 1. Особенности развития творчества у детей
1.1 Специфика творческой деятельности
1.2 Творчество в детском возрасте
1.3 Психологический механизм творческого воображения
Глава 2. Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной деятельности
2.1 Задачи развития творчества детей в детском саду
2.2 Программы по обучению декоративно-прикладному искусству
2.3 Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством
Глава 3. Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности
3.1 Исследование творческих способностей дошкольников ДОУ № 40
3.2 Программа развития творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности
3.3 Оценка эффективности программы развития творческих способностей дошкольников
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Воображение – великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития.
Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий. Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4 – 6 человек) или же индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими для развития собственно воображения [30, с. 12].
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах [5, с. 83].
Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Рассмотреть специфику и психологические механизмы творческой деятельности.
2. Рассмотреть особенности творческого развития в детском возрасте.
3. Рассмотреть построение специальной программы, направленной на развитие творческих способностей у детей.
4. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня творческого развития у детей.
Объектом данной работы является вопрос развития творческих способностей у дошкольников, предметом – развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности у дошкольников.
Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
В своей работе мы опирались на труды таких авторов как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Л.И. Айдарова, О.В. Боровик, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, О.М. Дьченко, Т.С. Комарова, В.А. Левин, В.С. Мухина, Е.Г. Речицкая, Т.И. Тамбовкина, З.Н. Новлянская, С.Д. Забрамная, В.В. Глоцер, Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.Ю. Субботина и многие другие.
Глава 1. Особенности развития творчества у детей
1.1 Специфика творческо й деятельности
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с нашей памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. Когда человек вспоминает дом, в котором он провел свое детство, или далекие страны, которые он некогда посетил, он воспроизводит следы тех впечатлений, которые он воспринял в раннем детстве или во время путешествия. Так же точно, когда человек срисовывает с натуры, он ищет или делает что-либо по заданному образцу, во всех этих случаях он воспроизводит только то, что существует перед ним, или то, что было им усвоено и выработано раньше. Во всех этих случаях общим является то, что деятельность человека не создает ничего нового, что основой ее является более или менее точное повторение того, что было [8, с. 10].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--