Курсовая работа: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой
Выбранная нами тема является актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира. Обращение к Концепции общего среднего образования подтверждает актуальность данной проблемы, так как в ней говорится, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Главная цель школы – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Проблема творчества изучалась давно. Исследователями и учеными являлись: Лук А.Н., Дружинин В.И., Пономарев Я.А., Теплов Б.М., Коган Н., А. Маслоу, Г.Айзенк, Торренс Э.Г. и другие. Появилось много исследований, посвященных психологии творчества, особенно творческой личности, выявлению творческой одаренности.
Во многих регионах нашей страны школьники учатся по программам проекта «Начальная школа ХХI века» Н.Ф.Виноградовой. Беседы с учителями, работающими по данному проекту, наблюдения уроков, убедили нас в том, что содержание курса имеет большой развивающий потенциал, однако мало специальных работ, посвященных выявлению педагогических условий, обеспечивающих реализацию всех возможностей данного проекта для развития творческих способностей младших школьников. Это обстоятельство определило наш выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой».
Проблема: Каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой.
Цель исследования : выявить условия развития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой.
Объект исследования : процесс обучения на уроках окружающего мира по проекту Виноградовой Н.Ф.
Предмет исследования : педагогические условия развития творческих способностей на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой. Для реализации цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность творческих способностей, их структуру, средства и условия формирования на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой.
2. Проанализировать возможности программы, учебников «Окружающий мир», уроков окружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой для формирования творческих способностей младших школьников.
3. Определить уровень творческих способностей младших школьников.
4. Выявить и обосновать педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой.
Мы выдвинули следующую гипотезу : развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий:
1) при реализации содержания текстов, заданий учебников «Окружающий мир» для развития творческих способностей;
2) систематическом использовании познавательных игр на разных этапах урока;
3) при включении школьников в процесс наблюдений за изменениями в природе и организация их деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы.
Для осуществления опытно-диагностического исследования были использованы следующие методы: методы теоретического анализа литературы; эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ творческой деятельности; методы математической обработки данных.
База исследования : МОУ Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе изучались и анализировались теоретические основы по данной проблеме. На втором этапе разрабатывалось содержание и структура констатирующего и формирующего экспериментов. На третьем этапе исследовательской работы проводились констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты по проверке выдвинутой гипотезы, систематизация и обобщение полученных результатов, оформление работы.
Исследование состоит из: введения, І главы, ІІ главы, заключения и приложения.
В І главе дается теоретическое обоснование содержания вопроса.
Во ІІ главе делается описание констатирующего эксперимента и опытной работы по реализации условий гипотезы.
В приложении имеются методические материалы по проблеме: протоколы тестирования, анкетирования, тестовых методик, рисунки учащихся, сочинения, творческие задания.
1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой
1.1 Психологическая характеристика творческих способностей
Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения.
Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:
1) способности - это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [8, с. 12].
Способности - это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они - продукт общественно - исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это деятельность [19, с.127].
Способность - это определённая совокупность знаний, Это возможность, предпосылка деятельности, успешности её выполнения; способность - есть свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции [10, с. 145].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--