Курсовая работа: Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики
Начального Образования
специализация: логопедия
Галанцева Елена Рашитовна
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Курсовая работа
Научный руководитель:
Бардукова Татьяна Степановна
Красноярск 2001г.
СОДЕРЖАНИЕ :
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ.
Введение…………………………………………………………3
1. Мышление, его виды и характеристики…………………………5
2. Творческое мышление и его особенности……………………...10
3. Особенности мышления младших школьников………………..15
4. Роль уроков математики в развитии творческого мышления…………………………………………………………19
5. Критерии оценки творческого мышления………………...……22
Заключение………………………………………………………26
Литература………..……………………………………………...27
ВВЕДЕНИЕ.
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка.
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Опираясь на различные теории, мы попытались показать, как могут влиять уроки математики на развитие творческого мышления.
Объект мышления - мыслительная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - развитие творческого мышления на уроках математики.
Задачей данной работы является анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления, в частности по проблеме развития творческого мышления у младших школьников.
Методы - анализ литературы.
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы развития
творческого мышления младших школьников
на уроках математики.
1. Мышление, его виды и характеристики.
МЫШЛЕНИЕ – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.
МЫШЛЕНИЕ - обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях./ист. стр. 268-273/
Ощущение и восприятие отражает отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--