Курсовая работа: Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками
Введение
Глава 1 Теоретические основы развития творческого воображения дошкольников в процессе работы над сказками
1.1 Понятие творческого воображения
1.2 Виды воображения
1.3 Особенности творческого воображения у детей
1.4 Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников
Глава 2 Организация работы по развитию творческого воображения при работе над сказками
2.1 Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
2.2 Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка»
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И.
Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Объект исследования – процесс развития творческого воображения.
Предмет исследования – сказки как средство развития творческого воображения детей
Цель исследования - изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над сказками.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
· Изучить литературу по теме исследования;
· Рассмотреть понятие творческого воображения;
· Охарактеризовать виды творческого воображения;
· Раскрыть особенности творческого воображения детей дошкольного возраста;
· Определить роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников;
· Разработать рекомендации по использованию методов и приемов развития творческого воображения детей при работе со сказкой.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 17 источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ
1.1 Понятие творческого воображения
Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--