Курсовая работа: Развитие воли у подростков
Содержание
Введение . 2
Глава I. Психологические особенности воли. 4
1.1. Определение понятия «воля». 4
1.2. Представления о волевых качествах. 7
1.3. Структура и общие характеристики волевых качеств. 8
1.4. Классификация волевых качеств. 11
1.5. Возрастные особенности воли. 15
1.5.1. Раннее детство. 15
1.5.2. Преддошкольныи возраст. 16
1.5.3. Младший школьный возраст. 17
1.5.4. Подростковый возраст. 22
1.5.5. Старший школьный возраст. 23
1.6. Развитие воли в подростковом возрасте. 24
Глава II. Экспериментальное исследование волевых качеств подростков. 29
2.1 Анализ результатов, полученных после проведения методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков. 29
2.2 Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость». 30
2.3 Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли». 31
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 39
Введение
Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования.
Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками.
Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).
Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая.
У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.
Родители и учителя оказывают влияние на формирование личности подростка и именно поэтому пристальное внимание к вопросам формирования и воспитания воли в подростковом возрасте - важное условие эффективности индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--