Курсовая работа: Развитие Западно-Европейской литературы в эпоху просвещения

Введение …………………………………………………………………………………… 3

Глава I . Исторические аспекты эпохи просвещения в странах Западной Европы…….5

Глава II. Развитие литературы в эпоху просвещения

2.1 Литература Англии……………………………………………………………………...7

2.2 Литература Франции…………………………………………………………………..14

2.3 Литература Германии………………………………………………………………….19

Заключение ………………………………………………………………………………..25

Библиография …………………………………………………………………………….26

ВВЕДЕНИЕ

Объектом литературы всегда была и остается, говоря словами Пушкина, «судьба человеческая, судьба народ­ная».. О человеке и народе художник рассказывает языком живых образов и живых картин, обогащая их дарами своего сердца и достигая тем самым огромной силы эмоционального воздействия.

Раскрывать нравственное богатство литературы—значит формировать личность. Поэтому учитель-словесник больше всех своих коллег ответствен за нравственную полноценность тех миллионов наших юных граждан, которые ежегодно, окончив школу, вливаются в армию активных созидателей материальных и духовных ценностей общества, он тот сеятель «разумного, доб­рого, вечного».

Тема данной рабты мне очень близка и интересна потому, что «просвети­тели» подчинили свое художественное творчество задаче переуст­ройства общества. Основным принципом просветительской эсте­тики стало утверждение воспитательной роли искусства, боевой тенденциозности, демократической идейности. Использовав ма­териалистическое учение Аристотеля об искусстве, просветители начали закладывать теоретические основы критического реализма, утвердившегося в искусстве уже в XIX столетии.

Произведения просветителей глубоко философичны. В ряде случаев это своеобразные беллетризованные философские тракта­ты. Отсюда и некоторая рационалистичность художественного творчества просветителей. Борясь за переустройство общества, утверждая принцип активного воздействия художника на общест­венное мнение, они создали новые жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы и гротескно-комедийного памфлета. При этом широко исполь­зовали литературные формы старых мастеров: памфлеты Лукиана, философскую поэму Лукреция, сатирическую литературу Ренессанса: сочинения Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Томаса Мора, которых они считали своими идейными предшест­венниками.

Отстаивая демократическое направление искусства, просвети­тели ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили сочувственно и проникновенно его стра­дания. Разоблачая произвол господствующих сословий, они смело вводили в литературу критический элемент и создали про­изведения высокого политического и художественного значения.

Подчеркнутая тенденциозность писателей-просветителей в те дни, когда они жили и действовали, составляла их главную силу, она отвечала историческим задачам времени. Она была необхо­дима в эпоху готовящегося социального переворота. Используя печатное слово и театральную трибуну, просветители звали к об­новлению мира, а это требовало обнаженности идейных позиций. Они конечно не прочь были обмануть бдительность властей, при­бегая—и подчас весьма искусно—к различным уловкам и лу­кавству. Читателю же и зрителю их политическая программа должна быть предельно ясной... Здесь они не допускали никаких недомолвок и объективистской размытости.

Критически относясь к классицизму, они вместе с тем исполь­зовали лучшие черты классицистического искусства—героиче­скую патетику, чувства гражданственности, поставив их на служ­бу революционным идеям.

Они прославили силу человеческого разума, призвали на суд разума идеологию и государственные учреждения феодализма. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось ими на уничтожение.

1. Исторические аспекты Эпохи просвещения

в странах Западной Европы

XVIII век в жизни народов Западной Европы отмечен колос­сальными социальными потрясениями. Феодализм, поверженный в Англии в предшествующем столетии, должен был потерпеть окончательное поражение в ходе французской буржуазной рево­люции 1789—1794 гг. В сущности, это поражение феодализма носило уже глобальный характер, как бы глубоко еще ни погря­зали в феодализме народы других стран Запада и Востока. Но­вые формы общественных отношений были найдены и утвержде­ны, мир должен был преображаться и преображался в соответст­вии с нормами этих новых форм.

Феодализм просуществовал многие века. В такой стране, как, например, Франция, его история может быть прослежена в те­чение пятнадцати столетий, со времени падения Римской импе­рии. Тем мучительней и грандиознее должна была происходить ломка этих стародавних, укоренившихся в экономике, в законо­дательстве, в обычаях, быту, в сознании людей форм обществен­ной жизни.

Судьба европейского феодализма была окончательно решена во Франции в XVIII столетии. Мощное антифеодальное движение, развернувшееся в других странах Европы, хоть и не привело в XVIII в. к буржуазным революциям в этих странах, но тем не менее уже знаменовало собой переход человечества в новый пе­риод истории.

XVIII век в истории западноевропейской литературы является периодом наиболее острой антифеодальной борьбы, в ходе кото­рой создавались художественные ценности мирового значения и закладывались основы нового демократического искусства. В XVIII в. французская литература, обогащенная философскими и политическими учениями революционной тогда буржуазии, воз­главила идейный разгром социально-экономической системы фео­дализма. Она создавалась в атмосфере революционных боев. Она запечатлела и увековечила гигантскую схватку двух сил: с одной стороны, многовекового, закрепленного стародавними традициями, глубоко вкоренившимися в народную жизнь, обога­щенного культурой поколений феодализма и, с другой — растуще­го, молодого, выступившего от имени народа класса буржуазии.

Страны Западной Европы в XVIII столетии представляют со­бой довольно пеструю картину политических систем. В Англии абсолютизм перестал существовать, королевская власть превра­тилась в род некоего декорума, не имевшего серьезного влияния на существо политики. Буржуазия поделилась своей властью с но­вым дворянством, приобщив это дворянство к буржуазному спо­собу ведения хозяйства.

Во Франции еще жил абсолютизм. Феодально-сословная мо­нархия крепко держалась за стародавние устои, не желая усту­пать свои позиции новому обществу.

Германия влачила жалкое существование, разбитая на мно­жество мельчайших княжеств, герцогств, курфюршеств. Наибо­лее крупными из феодальных областей были Австрия с династией Габсбургов и Пруссия с династией Гогенцоллернов Поэтому ан­тифеодальная борьба здесь осложнялась еще задачей националь­ного объединения страны.

Италия, разрозненная, как и Германия, на множество мелких государств, испытывала к тому же колониальный гнет (на севе­ре страны, в областях, подпавших под владычество Австрии) и гнет папского государства, подрывавшего национальные основы Италии, тормозившего национальное объединение государства. Антифеодальная борьба здесь складывалась в еще более слож­ной обстановке.

В Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии антифеодальное дви­жение было тесно связано с национально-освободительной борь­бой. Своеобразие исторического развития перечисленных стран определило и пути развития их литературы

Главнейшей задачей, которая стояла перед почти всеми наро­дами Западной Европы в XVIII столетии, была ликвидация фео­дализма. Общественная жизнь и общественная мысль этою пе­риода определялись в основном решением этой задачи Как бы далеко внешне ни отстояла иногда литературная борьба от борь­бы политической, она тем не менее была своеобразным выраже­нием политической борьбы Это сказывалось и в выборе тем про­изведений, и в выборе художественных средств, в идеях и их художественном воплощении, в эстетике и художественной практике.

Поскольку политическая борьба прогрессивных сил Европы в XVIII столетии носила в основном антифеодальный характер, постольку и литература этого периода являлась по преимуществу антифеодальной, иначе говоря, просветительской .

Термин «Просвещение» в широком значении понимается как просвещение народа, народных масс к культуре, нау­кам, искусству.

Термин «Просвещение» имеет, кроме того, более узкое истори­ческое значение. Этим термином принято называть умственное движение, развернувшееся в период решающих боев буржуазии с феодализмом (главным образом в XVIII столетии) и направ­ленное на ликвидацию крепостничества, на ликвидацию феодализма, его социально-экономических норм, его политических уч­реждений, его идеологии, его культуры..

2. Развитие Литературы в эпоху просвещения

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 610
Бесплатно скачать Курсовая работа: Развитие Западно-Европейской литературы в эпоху просвещения