Курсовая работа: Реформы Петра I
выполнила: студентка
группы ЗЮ – 110
Крашенинникова М.С.
руководитель:
Попова Е.В.
к.и.н.
Владимир 2011
Введение
Эпоха Петра I в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку. Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке. Почти все крупнейшие ученые - историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с восемнадцатого столетия и до наших дней так или иначе откликались на события петровского времени. Зарубежной литературе о России эпохи Петра Великого, несмотря на различия в подходе ученых к оценке событий того времени, присущи некоторые общие черты. Отдавая должное правителю, тем успехам, которые были достигнуты страной, иностранные авторы, как правило, с некоторой недооценкой или с открытым пренебрежением судили о допетровской эпохе в истории России. Большое распространение получили взгляды, согласно которым Россия совершила скачок от отсталости, дикости к более передовым формам общественной жизни с помощью «Запада» - идей, заимствованных оттуда, и многочисленных специалистов, ставших помощниками Петра Первого в проведении преобразований. История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века воспринимали их острее, глубже. Созданное в России Петром пережило поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874 г., то есть спустя 170 лет после первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., то есть 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 гг., то есть в течение 197 лет. Система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., то есть 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Иначе говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных человеком институтов, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. [1].
I . Исторические условия и предпосылки реформ Петра I
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейским странам. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля продуктами сельского хозяйства. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири. XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянутся на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война. [10]
II . Военные реформы
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации боеспособной постоянной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.
Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному) мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда были главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государства. Ход же самой военной реформы определялся войной.
"Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с конца 1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 г. создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".
Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695 - 1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. В казне не было необходимых средств, и строительство флота поручалось так называемым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.
?????? ???????? ????? ????? ??????? ? ?????????????? ???????? ?????????? ?????. ?? ????? ????? ???????? ?? ???? ??????? ?????? - ??????????? ????????? ? ????????? ?????????????? ???????????? (????????, ??????, ????? ?????????? ?????). [6]. ???????????? ?????????? ???? ??, ??? ???? ???? ????? ??????? ?????????????? ????? - ????????????? ?????? ????????? ???? ???????? ???????????????? ??????????? ????????. ? ?????? ?????????? ??????? ??? ??????? ????????-??????????????? ???????. ?????????? ?????? ???????????????? ?? ?????????, ????????? ?????? ? ?????? ??????????????? ??????????. ? 1699 ?. ??? ?????????? ?????? ?????????? ?????, ? 1705 ?. ?????? ????????? ??????????????? ?????? ? ????? ??????????. ? 20 ?????? ????? ?????? ????????, ????????? ? ???????? ?? 15 ?? 20 ??? (?????? ? ???? ???????? ????? ??? ????? ????????? ?????????? ??-?? ???????? ?????? ? ????????). ????? ????? ?? ?????????? ??????? ?????????? ??????? ???????. ???? ?????? ??????? ??????????? ?? ??? ?????????. ?????????? ?????? ?????????? ????? ?????????? ?? ???? ??????, ??????????? ? ??????????? ?????????? ?????? ??? ? ?????????? ?????????????? ?????? (??????????, ??????????????, ?????????????, ????????????????, ??????? ???????? ? ?.?.). ? 1716 ???? ??? ????? ???????? ?????, ??????? ???????????? ?? ?????? ??????????? ? ?????????? ?????, ??????????? ??????????????, ?????? ???????? ? ??????? ??????, ?? ? ??????-?????????, ???????????????? ??????? [9]. ? 1720 ?. ? ?????? ??????? ?????, ??????????? ???????????????? ?????????????? ?????. ? ????? ???????? ????? ???? ???? ???????? ??????? ????? - 200 ???. ??????? (?? ?????? 100 ???. ???????), ??????? ????????? ?????? ???????? ?????? ? ?????????????, ????????????? ????? ?? ???????? ???? ?????.Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
· создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
· появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
· создание мощного военного флота;
· гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.
III . Экономические реформы ?????????? ?????????, ??? ?????? ????? ????? ?? ????? ???????? ???? ?? ?????????? ??? ????????? ?????????????? ? ????????? ????????? ??????: ???????? ?????? ?????????, ???????, ??????? ???????????? ? ???????? ?????, ????, ?????????? ???????. ?????????? ? ??, ??? ? ???? ???????????? ????? ? ??????? ????????? ???? ???????????? ???????? ???????, ??????? ?????? ??????? ???????????. ? ?????? ???????? XVIII ???? ? ?????? ????????? ?????? ????????????? ??????. ???????????? ????????????? ?????????? ????? ????????? ? ?????????? ??? ???? ??????? ??????: ?? 1695 ? 1725 ???? ???????? ?? ????? ??????? ?????????? ??????? ???????, ?? ???? ? ?????? ??? ??????, ??? ???? ?? ? ????? XVII ????, ? ??? ??? ??? ????? ???????????? ????? ?????? ?????????.?????????????? ??????????? ?????????????? ???? ? ?????? ?????? XVIII ???? ??????????? ? ???????????? ???? ?????????????? ??????????? ? ?????????, ??? ???????? ? ???????? ????????????? ?? ??? ????? ????????????? ?????. ????? ???? ???? ??????????? ??????? ????????? [7].ϸ?? I ??? ???????????? ????????????? ????????? ?????????????, ???????????????? ????? ? ??????. ??? ????????? ???????? ?? ????, ??? ??????? ????????? ??????????? ? ??????????? ???????? ??? ????????????? ???????? ?????????? ????? ?? ???? ????????? ??????? ????????, ?????? ??????? ?? ????? ????? ? ??????????????? ????? ??????? ?? ????. ??? ???? ??? ???? ?? ???? ???????????? ????????????? ??????????? ? ????? ?????????.??? ???? ???????? ???????????????? ??????????????????? ? ??????????? ?????? ???????????? ??????? ? ???????? ????? ? ???????? ????????? ?????????????? ?? ??????? ??????????? ? ?????? ???????? ??????????. ????? ??????? ???????? ???????? ? ?????????? ??????? ??????, ?????, ?????? ? ??????? ????????????? ???????????? ? ? ???????, ??????????-?????????? ????, ? ??????. ????? ? ?????? ????? ????????? ????? ??????, ??????????? ??????, ??????? ?????????? ? ??? ????????????????, ??????? ???? ?? ? ????????? ?????????? ?????????? ? ????????? ???????? ?????.??????? ???????????? ???? ????????????? ???????????, ? ?????? ???????? ?????????? ??? ??????? ??????? ????????????? ?? ????? ????? ? ?????? ?????? ???????? ????? ?????????? ??? ????? ??????. ????? ????, ?????????? ????????? ? ???????? ?????? ??????? ?????????? ??????????? ?????? ???????????? ? ???????????, ?????? ??????? ? ?????? ?? ????????, ?????? ? ?????? ?????.?????? ???????????????? ???? ????????? ????????? ? ????????????????????? ????????????, ?????? ? ????????? ??????????????. ? ????, ??????????? ?????? ????????????, ? 1712 ???? ??? ??????? ??????? ????????? ?????, ? ? 1721 ???? ???????? ????? ?? ? ????????????.ϸ?? ?????? ????????? ?????? ? ?? ???????? ?????????? ? ?????? ??????????????. ? 1696-1697 ????? ???? ???????? ??????????? ?? ???????????? ????????, ?????????? ?? ??????? ? ??????? ????????????? ????? ???? ???????. ??? ??????????? ?????????? ???????? ??????.? ?????? XVIII ???? ? ?????? ??? ???????? ???????? ???? ? ??????????? ?? ???????????? ??????????? ???????, ? ????? ?????????? ? ??????????? ?????, ?????????????? ????? ????????? ? ???????.? ?????? ???? ??????????? ???????????, ??????????????? ? ?????? ? ??????????, ? ?????? ???????? ???????????: ????????, ??????????, ????????, ????????, ??????????.??????????? ???????????? ? ??????????? ???????????? ? ?????????? ?????, ?? ?? ????????????? ???????????? ??????? ???? ???????? ?????????, ?? ???? ?? ???????? ????????????????? ??????????????????? ???????. ??? ??????????? ???????????? ?????????? ??????? ???????????? ? ??? ???????, ??? ? ???????????.? ?????????? ?????????? ???????? ? ????????????? ??????? ?? ????????????? ???? ???? ??????? ?????? ??????????????, ????????? ????????? ?????????? ??????? ? ??????????????? ????? ? ?? ? ??? ?? ????????? ?? ???????.???????? ??????????? ?????????????? ??????????? ???????? ? ???????????? ??????????? ???????? ? ??????? ??????? ??? ????????? ??????? ? ??????? ??????? ?????? ?????? ? ?????? ?? ????? ????? ???????, ??????? ?? ???? ??????????? ?????? ?? ??????? ????????, ??????, ????? ??? ??????????????.??????????? ??????????? ???????? ????? ???????????, ?? ????? ??????????? ???????? ? ???????? ????????? ?? ????????? ? ???? ???????????? ??????? ??? ?????? ??????, ??? ? ??? ??.??????? ????? ? ???????? ????????? ???? ? ???????????, ????????????? ???????? ???????????? ??????? ??????, ????? ?????????? ????????????, ?????????????? ?????????????, ???????? ??????????, ??????????? ?? ???????? ??????????? ???????????????????.???????????????? ?????????, ??????, ?????????? ? ??? ???? ??????? ????????, ??????????? ?????????? ???????????? ??? ????????? ??????????? ??????? ???? ????? ??? ??????? ????? ??????. [2]????????????? ??????????? ?????????? ?? ???? ?????????? ? ??? ????????????????? ???? ? ???????? ?????? ?????? ?????? ? ?????? ??? ??????? ????? ??????????? ???????.?? ????? ???????? ????? ????? ?????????? ?????????? ????? ?????????. ???? ???? ???????? ?? ?????????? ?? ??? ???????????. ?????????? ???? ?????????? ?????: 1) ??????? (???????); 2) ????????????; 3) ?????????; 4) ????????; 5)??????????; 6) ??????????? (??????????, ??????? ? ??? ?????); 7) ????????. ????????? ?????? ???????? ?? ?????????? ? ????????????????. ??????? ?????????? ??????? ?????????? ??????????? ?????? ????. ??? ????????????? ?? ?????????? ????? ???????. ??????????? ?????? ? ??? ?????? ?? ????? ??????????? ????????. ? ?????? 10-? ????? XVIII ???? ????????? ?????????? ?????? ?? ????????????? ????? ???????: ??????? ? ?????-?????????????? ?????????? ???? ?? ????????? ?????, ??? ????????? ???????, ??????? ?? ??????? ? ?? ???? ??????. ???????????? ?????? ?????????? ???????? ??????? ?????????? ????????? ??????, ?? ???? ??, ??????? ??????? ????????? ????????.???????????, ????????????? ? ????????? ?????????? ?????? ??????????? ???????? ?????????, ????????????? ? ?????? ????????, ????????? ? ???? ?????. ???? ?????????? ?? ?? ????????, ?? ??? ? ????? ?? ??????? ?????????????, ?????????, ?????????? ?????, ?????, ?????? ? ??? ?????.?????????? ? ???? ???????????? ???????? ?????? ?????????? ???? ?????????????? ????? ?? ????? ????? ??????????????? ???????????. ???????? ???????? ???? ???????????????? ??????????, ??? ??????? ?????????: ???????-???????????, ???????-????????????, ????????-???????-???????????? ? ??? ??????.[3]???? ????????? ??? ???????? ????????? ? ? 1710 ? 1718 ?????. ?? ???????? 1718 ???? ???????? ????????? ??????????? ?????? ???????? ????, ??? ??????????? ?? ????????, ? ??????? ????????? ???????? ?????? ? ??????? 70 ?????? ? ??? (? ??????????????? ???????? ? 1 ????? 10 ?????? ? ???). ??? ??????????? ???????? ???????? ? ????? ??????? ?????? ??????????? (???????? ? 4 ????; ? ????? ????????? ????? ??? ?????????? 12 ????????? ?????? ? ???).
IV . Реформа государственного управления
В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма. Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Армия помимо своей основной внутренней функции по подавлению народных волнений и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени она широко использовалась в государственном управлении как принудительная сила. Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации к лучшему выполнению правительственных распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем гвардейских офицеров. Офицеры и солдаты занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок. Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм использовал и специально созданные для этой цели карательные органы - Преображенский приказ, Тайную канцелярию. В первой четверти XVIII в. возникает вторая опора абсолютной монархии - бюрократический аппарат государственного управления. Органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных учреждений. Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены крепостного права. Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.
Рассмотрим реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., которые принято подразделять на три этапа:
· I этап - 1699 – 1710 гг. - частичные преобразования;
· II этап - 1710 – 1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;
· III этап - 1719 – 1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.
4.1 Реформа центрального управления
Последнее упоминание о последнем заседании Боярской думы относится к 1704 г. Возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве) приобрела первостепенное значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством (после образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование). Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. 22 февраля 1711 г. С 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом "О должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы. Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами - "столами", где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом. Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717 - 1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717 - 1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви. В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых налогов была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное. Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе.
4.2 Реформа местного управления
Петр I в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией. 18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов". Это была реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на одиннадцать губерний: Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская, Воронежская и другие. Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы. По второй реформе одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты. Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в правлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.
4.3 Реформа городского управления
Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено "ведать все городское сословие в России". По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан(первая, вторая гильдии) и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания. Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.
? ?????????? ?????? ???????????????? ???????? ? ?????? ?? ?????? ? ?????? ???? ??????? ???????????, ??????? ? ???????????? ?????????? ???? ?????? ??????? "?????????? ????????????". ??? ???? ?????????????? ??????????????? ???????????, ??????????? ??????? ? ?????????. ???????????, ??? ? ????? ??????????? ??????????????? ????????, ??????? ?? ????????? ? ??????, ????????? ? ????? ??????????????? ???????????????. ??? ?????????? ???? ? ???????????? ???? ???????????? ??????, ???????? ????????. ?? ?????????? ??? ?????? ??????????? ? ?????? ??????? ????????????? ?????????, ????????????????? ??????????? ?????? ???? ???????? ? ?????????? ???????.????? ?? ??????? ?????????? ????? ???? ???????? ??????? ????? ?????? ?????????? ? ?????????????? ?????? ? ???????, ??? ????? ????????? ? ???????????? ???????? ? ? ????????. [5]V . Церковная реформа
реформа петр военный управление
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--