Курсовая работа: Религиозные идеи в педагогике

Введение

В истории образования трудно найти более значимые тексты, чем такие канонические сочинения, как индийские веды и Махабхарата, буддийские сутры, изречения Конфуция, пять книг Торы, Ветхий и Новый Завет, Коран. Каждый из них стал каноном для последующей традиции воспитания и обучения в регионе распространения своей культуры вплоть до сегодняшнего дня. Для историко-педагогической науки в России особенно актуально изучение Ветхого и Нового Заветов.

При резком падении духовности современного человека, очень важно уделить непосредственное внимание формированию нравственно-эстетического мировоззрения ребёнка, непосредственному развитию его моральных принципов и качеств, становлению его как культурно развитой личности.

Несомненно, многие выдающиеся учёные такие, как Макаренко, Ушинский Сухомлинский и др., посвятили немало работ этому вопросу. Однако, мне бы хотелось обратиться к величайшему педагогическому трактату – Библии. Библия – это колоссальное литературное и педагогическое произведение, вобравшее в себя бесценный мировой опыт сотни поколений, впитавший в себя лучшие взгляды на становление человека как индивида в частности и как члена социума в целом. Библия – это одна из тех кладовых педагогических идей, запас которой неисчерпаем.

В связи с этим, основной задачей работы будет попытка вычленить основные педагогические идеи Библии и проследить, каковы результаты их воплощения на практике, специфичность её влияния на формирование личности.


1. Педагогические идеи библии

1.1 История изучения вопроса

Нравственно-этическим влиянием Библии на формирование духовного развития личности учёные интересовались с давних пор. Каждый из них определял и формулировал их по-своему, видел свои, неповторимые особенности, попытка осветить которые будет представлена ниже.

В качестве наблюдений я взяла таких философов и педагогов, как Я.А. Коменский, Дж. Локк, П.Ф. Каптеров, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и современного исследователя Рыбина В.А.

Одним из важнейших понятий Библии является понятие Бога. Исходя именно из этого понятия, учёные на протяжении многих веков определяли педагогическую ценность Библии.

Так Бог у Коменского – «создатель человека по своему подобию и образу» – доверяет детей родителям для того, чтобы они воспитывали их в вере, привили им добрые нравы, приучили к добродетели, обучили языкам, наукам, искусствам, а прежде вырастили их здоровыми и бодрыми. Здесь идея Библии – «руководительница для воспитания».

Локковский Бог – утилитарно-функционален с главной ролью – усиливать нравственные требования. Идеи Библии заключены в интерпретации Локка всецело принуждаются работать на педагогический метод. Локк в библейских идеях пытается гармонизовать нравственное и гуманистическое начала для «исправления общественных нравов».

У Каптерова основная идея Библии мобилизирует на борьбу за нового человека, для которого характерен трезвый образ жизни, он делает акцент на гуманистической сущности идей Библии – человеколюбии и братстве всех людей. Каптеров считает, что ребёнок с раннего возраста должен познать страдание, ибо они составляют существенную и неизбежную сторону жизни: через преодоление физических, нравственных, психических и прочих страданий происходит очеловечивание человека.

Песталоцци считает, что «Библия требует от человека не веры-знания, а веры-дела» [9:530], ребёнок должен воспитываться чисто «по-земному». Земные дела с осознанием божественного – человеколюбием – вот что следует ждать от человека, думающего о Боге. Он требует не перекладывать заботу о человеке на Бога и тем самым пренебрегать средствами самосохранения и самопопечения, а выявлять кратчайший путь к самому себе, к своей природе, чтобы своё развитие выстроить как самопопечение.

Пирогов видит в Библии идею «рационально-метафизического» Бога (Абсолюта), который побуждает человека к самопознанию и самовоспитанию, приводящее его к идее счастья, воплощенного в семье, в земных заботах и радостях полноценной семейной жизни [2.10:78]. Пирогов, обращаясь к современникам, расширяет идею Библии от руководительницы для воспитания до руководительницы для самовоспитания.

По мысли Л.Н. Толстого закон телесной жизни – труд, закон духовной жизни – любовь. Если человек нарушит закон телесной жизни, он неизбежно нарушит и духовный закон.

Ушинский соотносит формирование нравственного сознания индивида с культурными традициями православия. Он фиксирует доминантой в личностном развитии русского человека «европейскую, славянскую природу», а ещё более «древнее христианство» [15:32], которое несло со всей определённостью гуманистические установки.

Рыбин В.А. считает, что в «Новом Завете недвусмысленно подчёркивается приоритетность интеллектуально нравственного компонента человеческой природы над физическим» [11:87]. По его мнению, педагогическим идеалом становится всесторонняя и гармоничная личность. Исследователь выделяет два фундаментальных положения Библии [11: 86]:

1) Руководящей нитью в жизни человека является не личное счастье, а счастье общества.

2) Требование от человека прощения обид, совершённого по отношению к нему зла.

1.2 Понятие Библии

Вкратце рассмотрев основные направления в изучении педагогических идей Библии, подробнее остановимся на определении понятия Библии.

Библия (от греч. biblia, буквально – книги) – собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных древних текстов (были созданы на протяжении 13 в. до н.э. – 11 в. н.э.), канонизированное иудаизмом и христианством в качестве «священного писания», состоит из двух частей.

Первая по времени создания и большая по объёму часть Библии, признаваемая обоими религиями, называется Ветхим Заветом. Ветхий Завет был написан на древнееврейском и арамейском языках. Ветхозаветная часть (иудейский канон) традиционно разделён на три отдела:

1) Тора («Закон»), или «Пятикнижие Моисея», включающие в себя:

- Бытие

- Исход

- Левит

- Числа

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 331
Бесплатно скачать Курсовая работа: Религиозные идеи в педагогике