Курсовая работа: Роль и значение субсидии на оплату жилищно-коммунальных
Глава 1. Программа жилищных субсидий как целевая
государственная программа по преодолению уравнительного
подхода к социальной защите населения
§1.1. Программа жилищных субсидий как составная часть
жилищно - коммунальной реформы
§1.2. Реформа жилищно-коммунального хозяйства и реальная
платежеспособность населения
Глава 2. Жилищная субсидия и её влияние на повышение
доходов семей
§2.1. Направление социальной политики государства в области
поддержки семей с низким достатком при оплате
жилищно-коммунальных услуг
§2.2. Роль жилищных субсидий в повышении доходов
семей с низким достатком
§2.3. Анализ предоставления жилищных субсидий
в Сосногорском районе
Заключение
Литература
Введение
Реформирование жилищного и жилищно-коммунального хозяйства является объективной необходимостью. В то же время все реформы в данной отрасли весьма болезненно воспринимаются населением.
За годы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации очевидной стала тенденция к существенному повышению в целом удельного веса платежей населения в оплате жилищно-коммунальных услуг. В начале 1990-х годов население оплачивало от 2 до 4% стоимости жилищно-коммунальных услуг, в 1997 году – уже 29%, в середине 2000 года – 45%, а по данным на начало 2001 года – уже более 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг. После августовского кризиса 1998 года реальные темпы повышения уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг замедлились, и вновь начали повышаться уже в 2000 году[1] .
Рост платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2002 году – начале 2005 года был предопределен последовательным повышением доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Если в 1999 году уровень оплаты населением составлял 48% при дотации из бюджетов – 52%, то в 2005 году он составил 84% от полной стоимости жилищно-коммунальных услуг.[2] В целом за период с 2000 года по I квартал 2005 года платеж населения за жилищно-коммунальные услуги в среднем по России возрос в 4,33 раза, причем на 53% совокупный прирост платежа населения был связан с увеличением стоимости производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг и на 47% предопределен повышением уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.
С ростом квартплаты происходит падение реальных доходов семей с низким достатком до еще более низкого уровня.
Для предотвращения негативных последствий реформы жилищно-коммунального хозяйства в части перехода на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг для низкодоходных групп населения с 1994 года по настоящее время в России реализуется программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Программа субсидий является первой общероссийской программой оказания адресной социальной помощи семьям в зависимости от их доходов. Она основана на четких и ясных принципах, согласно которым семья за проживание в жилище, определенном в рамках муниципального образования как социальное по площади и набору жилищно-коммунальных услуг, должна платить не более определенного процента от семейного дохода. Размер жилищной компенсации (субсидии) рассчитывается как разница между размером платежа за жилищно-коммунальные услуги по социальным нормативам и установленным максимально допустимым процентом семейного дохода.
Есть города, которые уже перешли на 100-процентную оплату и сохранили высокий уровень собираемости. Там доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в среднем доходе ниже 7%. Но есть и города, где такой переход привел к обвалу уровня собираемости платежей. Там доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в среднем доходе приближается к 15%. Платить за жилищно-коммунальные услуги 22% своего дохода очень многие и не способны, и не готовы. Чтобы хоть немного смягчить груз платежей, администрации вынуждены сохранять перекрестное субсидирование как между группами потребителей, так и между поселениями, входящими в одно муниципальное образование. То есть часть потребителей платят 100% от заниженного тарифа, остальное за них приходится платить бюджету, предприятиям, или населению других поселений. Высокий уровень тарифов отпугивает бизнес, и он не развивается в поселениях с высокими тарифами, что не позволяет повысить доходы населения. Еще один круг замкнулся.
Тема курсовой работы актуальна тем, что в настоящее время население практически перешло уже на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг, а количество низкодоходных групп населения, не имеющих возможности оплачивать жилищно-коммунальные услуги полностью в связи с неимением на это средств, не сокращается. Механизм субсидий остается востребованным населением. В основном теме субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг уделено внимание со стороны социальной политики государства, о чем свидетельствует принятие соответствующей нормативной правовой базы, которая из года в год изменяется, совершенствуется.
Также данная тема изучается специальными социологическими организациями такими, как, например, Фонд «Институт экономики города», Всероссийский центр изучения общественного мнения. Ими изучаются опыт, задачи реализации жилищных субсидий, порядок их предоставления, влияние реформ на население и др.т.Б. кутакова, руководитель сектора ТСЖ Фонда «Институт экономики города», занималась исследованием организации адресной социальной защиты низкодоходных семей: программы жилищных компенсаций (субсидий) и работы службы субсидий. Серией исследований независимого института социальной политики изучается влияние реформ на сектор домашнего хозяйства.
Программа субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг затрагивается и в статьях журналов, таких как, «Жилищно-коммунальное хозяйство – журнал руководителя и главного бухгалтера», «Финансовая газета», «АКДИ «Экономика и жизнь», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и др. Л.Н. Чернышов в своей статье «Изменение финансирования предприятий городского хозяйства в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства» отражает правила расчета платежеспособности населения и правила расчета величин жилищных субсидий, а также приводит комментарии к Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года №887. Степановой О.Д. в статье «Жилищные субсидии: предоставление и расчет» также затронуты такие аспекты как расчет и правила предоставления жилищных субсидий. Аверин Ю.П. раскрывает социальную эффективность систем жилищных субсидий. Белкина Т.П. в статье затрагивает тему обеспечения социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Данилин П.П. определяет переход от бюджетных дотаций в виде государственных субсидий к целевой поддержке малообеспеченных семей. Колесникова А.А. рассматривает опыт социальной защиты малообеспеченных граждан при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства в российских регионах. Ржаницыной Л. написана статья о реальной платежеспособности населения в ходе жилищно-коммунальной реформы. Ряховская А.Н. в своей статье считает, что оплата жилищно-коммунальных услуг должна быть переориентирована на малоимущих граждан. Щепина С.В., Заиграева Г.И., Карпович Л.В. посвящают свои статьи методическим рекомендациям по совершенствованию системы оплаты жилищно-коммунальных услуг и мерам социальной защиты. Шергина Е.В., Лукьянчикова А.А., Савина С.В. приводят статистику о предоставлении гражданам субсидий в Республике Коми за период с 2003 по 2006 годы.
В аналитическом докладе Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека исследованы механизмы субсидирования и основные проблемы граждан, а также методики начисления и выплаты субсидий и предложения по улучшению системы субсидирования.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--