Курсовая работа: Роль плакатов в изучении истории Второй мировой войны

Содержание

Введение

1. Использование плаката в учебной литературе по истории второй мировой войны

1.1 Символы войны

1.2 Образы вождей

1.3 Основные события на фронтах

1.4 Жизнь в тылу

1.5 Специфика работ художников

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

Несмотря на то, что вторая мировая война стала далеким прошлым, ее события вызывают интерес и сейчас. Особенно это было заметно во время визита в лицей делегации школьников из гимназии им. А. Дистервега (Германия), которые интересовались отношением русских детей к войне, к историческим личностям эпохи. Знакомясь с учебниками истории, по которым учатся немецкие школьники, обратила внимание на непривычные нашему взгляду иллюстрации, плакаты, которые по своему содержанию и тематике отличаются от знакомых нам.

Я закончила художественную школу, где мы рассматривали влияние войны на плакатное искусство нашей станы. Мне стало интересно, как военные события отразились в творчестве немецких и американских художников, исследовать разное художественное восприятие одного события. Сейчас можно найти много плакатов времен второй мировой войны, но какие конкретно из них востребованы для иллюстрации событий войны в учебной литературе? Это определило направление исследования.

В работе использованы не только отечественные источники, ресурсы Интернета, но также и пособия и учебная литература, учебники истории из Германии, по которым сейчас учатся немецкие школьники. Очень помогли преподаватели из гимназии города Тангермюнде (Германия), приславшие специальную литературу.

Цель моей работы – определить роль плакатов в изучении истории второй мировой войны. Задачи исследования: сравнить изображение военной действительности художниками СССР, Германии и США; выяснить используются ли плакаты как дополнительное средство изучения истории в других странах.

Плакат военного периода без сомнений является оружием воздействия на массовое сознание, и этим эффективно пользовались воюющие стороны. Все плакаты обладали определенным содержанием, воздействовали на умы народных масс, формировали общественное мнение, помогали противодействовать пропаганде противника.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись насобытия Второй Мировой войны. В первые недели, месяцы войны массовыми тиражами в странах-участницах войны начался выпуск плакатных листов.


1. Использование плаката в учебной литературе по истории второй мировой войны

"Плакат— это тоже живопись, ноживопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться вглаза, приковывать ксебе внимание. Если позволительно такое сравнение, тоя бы сказал, что картина— это пропаганда, а плакат— агитация".

М.И. Калинин, 1943г.

Плакат - броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям людей. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. "Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов" - так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны.


1.1 Символы войны

Для советских людей образ войны, образ Родины представлялся в образе женщины-Матери с плаката И. Тоидзе "Родина-мать зовет!" (Приложение 1). Кстати, этот плакат приведен в немецком учебнике с комментарием: "Во время продвижения немецкой армии Сталин обращается с призывом к населению дать отпор Гитлеру. Призыв на Великую Отечественную войну возрождение понятия освободительной войны против Наполеона и обращение к русской православной церкви, которую преследовал Сталин. Окончание войны должно было способствовать нормализации отношений государства и церкви". Советские пропагандисты использовали лики древних богатырей и вождей первого народного ополчения, в дело пошли и кумиры гражданской войны.

А что было символами в Германии и США? Плакат "AmEndestehtderSieg" "А в конце победа!" (Приложение 1) изображает орла - символ тысячелетнего рейха. Долгие годы этот узнаваемый птичий силуэт олицетворял только смерть, разруху и насилие для всех жителей Европы и Советского Союза Его исторические корни уходят в далекое прошлое. Прошло почти 60 лет, прежде чем в визуальную среду России художники смогли вернуть "двуглавого орла", византийский символ русской государственности. Но орел не единственный символ войны и победы. На протяжении всей войны основным героем-покровителем бойцов вермахта становится образ воина-крестоносца, викинга, подчинявшегося девизу: "Моя преданность— моя честь". Как например на плакате Германа Кеимеля "Nederlanders" с призывом "Нет большевизму!" Американцы, чья история не была столь длинна и многопланова, в качестве символа преемственности идей демократии и свободы вводят в плакат типаж "Дяди Сэма" (Приложение 1), возникший еще вовремя войны Севера и Юга. Мужчина, одетый в"звезды и полосы", призывает поступить на военную службу.


1.2 Образы вождей

Благодаря плакату государства стали олицетворяться собликом своих вождей. Полные гневного разоблачения сатирические образы Гитлера и Сталина стали одними из важнейших средств агитации и пропаганды в арсенале противников. Высмеивание вождей превратилось непросто в злую пародию на полный пафоса официальный образ, а в кощунственное издевательство над сущностью режимов. Лидеры СССР и Германии изображались своими противниками так, чтобы внушить к ним отвращение, вызвать неодолимое желание уничтожить. Нам хорошо известен плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" (Приложение 2). На этом плакате изображен Гитлер и советский воин, который вонзает штык прямо ему в голову. В первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Нам не удалось найти в учебных пособиях России плакатов сатирического характера немецких художников с изображением Сталина, а в немецких Гитлера .На страницах немецкого учебника с плаката "EinVolk, einReich, einFuhrer" ("Народ, Государство, Вождь!") ( Приложение 2) на нас смотрит мудрый руководитель. В учебнике из Германии немецким школьникам предложено, проанализировав этот плакат, "интерпретировать самостоятельно лозунг плаката, соотнести плакат исторически и объяснить в контексте нацисткой идеологии". Но есть и сатирическое изображение Гитлера в немецких учебниках, правда вместе со Сталиным на плакатах американских и английских художников.

Гитлер и Сталин на американских плакатах выглядят просто смешными Например плакат "Посмотрим, как долго будут длиться эти дни ("Malsehen, wielangedieFitterwochendauernwerden!" Приложение 3) или "Кто-то с кем-то идет гулять" ("Someoneistakingsomeoneforawalk" Приложение 3). Оба эти плаката приведены в немецком учебнике по истории. Особенно нелеп изображенный на американском плакате Гитлер, каким-то образом попавший в промежуток между крышами города и землей. Создается впечатление, что это герой мультфильмов Уолта Диснея.

1.3 Основные события на фронтах

В немецких и американских плакатах событиям на фронтах уделяется меньше внимания, чем в СССР. Для американцев крупнейшей трагедией войны стал разгром военно-морской базы Перл-Харбор. Что нашло отражение в плакате "Помни 7 декабря. Мы убеждены, что умершие не умерли напрасно" (Приложение 4).

Плакаты советских художников, особенно Кукрыниксов, позволяют дополнить теоретические знания, создать образное представление о главных событиях второй мировой войны. Например, плакат "Клещи в клещи" (Приложение 5).Руки Гитлера изображены в форме клещей, пытающихся окружить Москву, но их пережимают другие "клещи" - силы нашей советской армии. Именно, это подразумевали художники Кукрыниксы, создавая плакат. Плакат "Потеряла я колечко…(а в колечке – 22 дивизии)" (Приложение 6) Кукрыниксов посвящен одной из самых кровавых битв войны – Сталинградской битве. Сравнивая "колечко" на плакате и карту битвы, можно заметить значительное сходство их формы. Сам же Гитлер изображен жалким и плачущим – ведь это "колечко" уже никогда не будет принадлежать ему… Курская битва – важное событие в ходе войны. На плакате "Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось" (Приложение 7) Гитлер изображен в виде тигра, попавшим в капкан – Курскую дугу. По сути, именно так и выглядела битва под Курском. Попав в такой "капкан" Гитлер не смог оказать поддержку итальянским войскам.


1.4 Жизнь в тылу

Лозунг "Все для фронта, все для победы!" определил характер плакатов на тыловые темы.

Призыв все отдать фронту ярко выражен в советском плакате И. Мора "Ты чем помог фронту?" и сходный с ним американский плакат "Victorybeginsathome" ("Победа начинается дома") призывающий увеличить производство продукции для обеспечения победы. Многие плакаты на тыловые темы отражают роль женского труда. Немецкие женщины на плакате "Hilfauchdumit!" ("Помоги и ты!") (Приложение 8) полны оптимизма и веры в своих защитников, сами они изображены активными участниками трудового фронта. В немецком учебнике школьникам предложено, проанализировав этот плакат и текст, "проследить, каким образом женщины в годы войны способствовали процессу модернизации государства". Перекликается с ним по смыслу американский плакат "Thegirlheleftbehind, isstillbehindhim" ("Девушка, которую он оставил, стоит за его спиной"). Она - член рабочей организации по производству артиллерийского оборудования" (Приложение 8). Этот плакат приведен в немецком учебнике с таким комментарием: "В 1942 году система прогрессивных налогов привела к тому, что каждый американец должен был платить налоги, что привело к выравниванию их доходов. У 5% американцев в период с 1939-1945 гг. доходы снизились с 24% до 17%. Также большое количество женщин было мобилизировано на фронт по сравнению с первой мировой войной. Одинаковая оплата за одну и ту же работу на практике не реализовывалось". Лозунг и плакат американского художника Миллера "Wecandoit" ("Мы можем это сделать" Приложение 9) обращался к американским женщинам и призывал их встать к станку в то время, когда сотни тысяч американцев-мужчин были призваны в армию.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 194
Бесплатно скачать Курсовая работа: Роль плакатов в изучении истории Второй мировой войны