Курсовая работа: Роль социального работника в организации социальной защиты семьи
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ
1.1 Современная российская семья как объект социальной работы
1.2 Социальные проблемы семьи и причины их возникновения
1.3 Организация социальной защиты семьи в России
ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ
2.1 Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьей
2.2 Роль социального работника в организации социальной защиты семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Резкие социальные перемены, произошедшие в России в 90-ые годы, и кризис, поразивший все стороны жизнедеятельности общества, привели к снижению уровня жизни большей части населения и чрезвычайно обострили проблемы социальной помощи и социальной защиты семьи.
Как социальный институт и малая группа семья выступает посредником между индивидуумом и обществом в различных сферах его жизнедеятельности и является одним из факторов, эффективно влияющих на адаптацию человека к реалиям жизни. Именно она создает обстановку, которая является наиболее благоприятной для физического роста и духовного развития детей, а также для самочувствия всех взрослых ее членов. Здоровый образ жизни семьи и ее благополучие являются основой выхода общества из кризисной демографической ситуации, его стабильности и социального прогресса.
В настоящее время российская семья сталкивается с целым рядом острых проблем, затрагивающих различные стороны ее жизнедеятельности и основные функции: репродуктивную, экономическую, социализирующую, рекреативную, воспитательную. Научные исследования, посвященные вопросам жизнедеятельности современной семьи и роли социального работника организации социальной защиты семьи (работы Андреева Г.М., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В., Беличев С.А., Елизаров В.В., Гайнер М.Л., Жданов В.И., Куличенко Р.М., В.Н. Курбатов, П.Д. Павленок, Пантелеев Г.С., Ф. Парслоу, Сластёнин В.А., В.И. Жукова, Е.И. Холостовой, Торохтий В.С. и др.), и анализ статистических данных свидетельствуют о том, что в развитии семьи как фактора, обуславливающего формирование личности ребенка, в последние годы выявлены многие негативные тенденции:
- семья в значительной мере теряет свою стабильность, о чем свидетельствует увеличивающееся количество разводов;
- следствием высокой разводимости супружеских пар является рост неполных семей, преимущественно материнских, воспитательный потенциал которых частично ослаблен из-за дефицита взаимодействия ребенка с одним из родителей, чаще всего с отцом;
- рост внебрачной рождаемости детей несовершеннолетними социально незрелыми матерями;
- увеличение количества неполных материнских семей вследствие гибели значительного числа молодых мужчин в межнациональных и региональных конфликтах, а также в результате асоциального образа жизни (алкоголизм, наркомания, длительные сроки пребывания в исправительно-трудовых учреждениях и т.п.).
Усиление негативных социальных явлений, указывающих на рост числа проблемных семей, в частности неполных и преимущественно материнских, с дефицитом воспитательных и других социально ориентированных возможностей, создает целый ряд противоречий:
- между потребностью общества в здоровом подрастающем поколении с четко сформированными социальными ценностями и недостаточно эффективной организацией воспитательного процесса в неполной семье; - потребностью родителей и детей из неполной семьи в получении качественной комплексной, в частности — психолого-педагогической и андрагогической помощи и недостаточным предложением вариативных ее форм и способов со стороны территориальных социальных служб; - востребованной в практике социальной работы моделью социальной службы сопровождения неполной семьи, учитывающей ее особенности и потребности, и недостаточно дифференцированным подходом к этому типу семьи в деятельности специалистов социальной работы.
Таким образом, современные тенденции развития семьи как социального института и первичного фактора формирования личности ребенка, увеличение количества неполных семей, дефицит их воспитательных и других социально-адаптивных возможностей выдвигают на первый план необходимость создания эффективных «механизмов» социальной помощи семье средствами андрагогического и психолого-педагогического просвещения родителей, а также оптимизации организационно-педагогических условий социальной поддержки семьи посредством устранения межведомственной разобщенности и установления социального партнерства всех субъектов, оказывающих социальную помощь родителям и детям семьи.
Теоретическая не разработанность путей разрешения названных нами противоречий и потребности практики в повышении эффективности взаимодействия специалиста социальной работы с родителями и детьми из семьи обусловили актуальность исследования данной проблемы.
Все это и делает поставленную нами проблему чрезвычайно острой, требующей безотлагательного решения не только путем оказания семьям материально-финансовой поддержки, но и комплексной психосоциальной, социально-педагогической и андрагогической помощи посредством организации образовательно-просветительной работы с родителями и воспитательной работы с детьми.
Цель исследования — разработать и научно обосновать роль социального работника в организации социальной защиты семьи.
И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить функциональные обязанности социального работника и стратегию его взаимодействия с семьями.
3. Выявить роль социального работника в организации социальной защиты семьи.
4. Изучить опыт деятельности социальных служб, социальных педагогов и социальных работников по оказанию социально-правовой, психолого-педагогической и андрагогической помощи семье.
5. Выявить эффективность деятельности социального работника в организации социальной защиты семьи.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--