Курсовая работа: Россия и ВТО: аграрный аспект
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: МНОГОСТОРОННИЕ ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Основные принципы и функции ВТО
1.2 Обязательства стран-участниц ВТО по сельскому хозяйству
2. РОССИЯ И ВТО: АГРАРНЫЙ АСПЕКТ
2.1 Обязательства России по доступу на рынки
2.2 Экспортные субсидии и внутренняя поддержка сельского хозяйства
2.3 Развитие фитосанитарных и других технических мер регулирования агропродовольственного рынка в России
2.4 Влияние торговых и технических барьеров со стороны развитых стран на российский агропродовольственный экспорт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Участие России в процессах бурного развития мирохозяйственных связей, несмотря на резкий рост зависимости ее экономики от внешнего рынка, значительно сократилось. По данным ВТО в 2000 г. ее доля в мировом товарном экспорте, несмотря на благоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру, не превысила 1,5%, импорте - 0,7%. Участие страны в международной торговле услугами, так же, как и ее присутствие на мировом рынке инвестиций, следует признать чисто символическим. Ее "вес" как экспортера услуг составляет 0,7%, чуть более - 0,9% - она "отхватила" от этой сферы мирового обмена в качестве импортера. Доля России в мировых накопленных прямых иностранных инвестициях за годы реформ не превышала 2%.
Понижение статуса России на мировой арене связано не только с беспрецедентным по глубине и продолжительности экономическим кризисом, но и с тем, что Российская Федерация стала страной, не имеющей настоящих партнеров и союзников, что создало угрозу возникновения ее изоляции, прежде всего, в сфере международных экономических отношений. Россия фактически оказалась в роли постороннего наблюдателя консолидационных процессов, развернувшихся как в Европе, так и в Азии. Она резко утратила возможность влиять на развитие ситуации в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, т.е. в тех регионах мира, которые на протяжении столетий имели жизненно важное значение для России.
В этих условиях включение страны в институциональную структуру мирового хозяйства становится особенно актуальным. В первую очередь речь идет о ее присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО), являющейся главной международной организацией, регулирующей торговлю между государствами.
Для того чтобы присоединиться к ВТО, России предстоит принять нормы и правила международной торговли, разработанные странами-участницами ВТО в течение последних пятидесяти лет. Кроме того, Россия должна обеспечить доступ на свои рынки товарам и услугам других стран-участниц, а они, в свою очередь, - обеспечить доступ российских товаров и услуг на свои рынки. Условия присоединения являются предметом как многосторонних переговоров в рамках ВТО, так и двусторонних переговоров по вопросам доступа на рынок с заинтересованными странами-участницами ВТО.
Переговоры по вопросам присоединения проводятся Правительством Российской Федерации. По их результатам на ратификацию Государственной Думы будет вынесен Протокол о присоединении, представляющий собой международное соглашение. Оценка общего баланса преимуществ и затрат, связанных с присоединением, будет ключевым вопросом в процессе ратификации. Также, к моменту присоединения Российская Федерация должна будет завершить обширную программу законодательных реформ в целях обеспечения соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО.
Цель настоящей работы - проанализировать основные положения, нормы и правила ВТО, регулирующие торговлю сельскохозяйственными и продовольственными товарами, а также разобраться в том, что сулит вступление в ВТО российскому АПК. И прежде чем начать анализ проблем и выгод присоединения к ВТО, хочется напомнить несколько общеизвестных аргументов, имеющих отношение ко всей последующей дискуссии.
Во-первых, это стандартные экономические аргументы в пользу открытия экономики. Выгодность для стран участия в международной торговле основана на принципе сравнительного преимущества, согласно которому страны специализируются в производстве тех товаров, которые производить в этой стране выгодней, чем другие, таким образом, возникает международное разделение труда, которое ведет к экономическому росту. Важным фактором является то, что вступление страны в ВТО открывает ее предприятиям доступ к более дешевым импортным комплектующим и сырью, а населению – к более дешевым товарам и услугам (в том числе и финансовым) и, таким образом, способствуют повышению уровня жизни. Международная торговля взаимовыгодна, поэтому тот факт, что США и страны ЕС заинтересованы во вступлении России в ВТО, не означает, что Россия проиграет от вступления.
Во-вторых, ВТО дает возможность защищать российских экспортеров на внешних рынках. Количество антидемпинговых исков против российских предприятий насчитывается уже более сотни. При этом по мере замедления экономического роста в развитых странах этот процесс будет только набирать силу.
В-третьих, правила ВТО содержат ряд положений, которым просто выгодно следовать, в том числе положения о защите иностранных инвесторов и защите авторских прав в России. Слабая защита интеллектуальной собственности является одним из ограничений для развития внутреннего рынка программного обеспечения и новых технологий.
В-четвертых, открытие экономики способствует развитию международных отношений. Торговля и взаимные инвестиции делают экономики различных стран зависимыми друг от друга и тем самым ограничивают враждебность внешней политики. Вместо абстрактных врагов, в иностранцах начинают видеть конкретных партнеров по бизнесу, покупателей и поставщиков товаров и услуг.
С другой стороны, несмотря на то, что экономика в целом выигрывает, отдельные отрасли могут проиграть от вступления. Поэтому при обсуждении вопроса о вступлении необходимо различать национальный и отраслевой интересы. Отраслевой интерес заключается в том, чтобы иметь доступ на внешний рынок и к импортным комплектующим и сырью, но при этом защитить внутренний рынок от импортеров конкурирующей продукции. Естественно, что интересы различных отраслей часто противоречат друг другу, поэтому вступление в ВТО потребует от бизнес-сообщества, правительства и общества в целом проявить беспрецедентное умение договариваться – переговоры по ВТО станут первым настоящим тестом для государства, бизнес-элиты и общества на способность заключения общественного договора. К сожалению, даже в странах с развитым гражданским обществом при обсуждении проблем международной торговли преимущество по понятным причинам получает крупный бизнес, в то время как интересы населения и малого бизнеса не учитываются в полной мере.
Безусловно, вступление ВТО занимает много времени и сил: необходимо привести национальное законодательство в соответствие с многочисленными правилами ВТО, договориться с ВТО и каждым ее членом об условиях вступления. Совершенно очевидно, что логика мировой экономической глобализации состоит в частичном ограничении суверенитета государств, в превращении их из субъектов международной и геоэкономической активности в объекты воздействия со стороны "субъекта глобального управления". Отсюда у страны-претендента на вступление в ВТО неизбежно после присоединения к Организации возникают экономические издержки - проблема состоит только в том, чтобы частичное ограничение национального экономического суверенитета в дальнейшем, в максимально короткие сроки, перекрылось выгодами от перехода отечественного бизнеса на "общемировые правила игры". Через это с тем или иным "балансом потерь и приобретений" прошли все страны, ставшие членами ВТО, придется такой путь пройти и России. Для нашей страны в данном случае важно то, что ее внешнеторговые партнеры выгоды от присоединения России к ВТО получают немедленно, в то время как Россия их может получить в перспективе, продолжительность которой будет зависеть от уровня подготовки российской стороны к переговорам и эффективности их проведения на стадии вступления в Организацию. При этом необходимо давать себе отчет в том, что потери могут оказаться неизбежными, а выгоды - возможными и чтобы свести к минимуму первые и к максимуму - вторые, необходимо, прежде всего, иметь о них четкое представление.
1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: МНОГОСТОРОННИЕ ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1 Основные принципы и функции ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО), функционирующая с 1 января 1995 года, является преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и основывается на соглашениях, достигнутых в рамках Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986 - 1994 годы). Соглашение об учреждении ВТО было подписано министрами 104 государств 15 апреля 1994 года в городе Марракеше (Марокко), и потому оно известно также как Марракешское соглашение.
Пакет договоренностей Уругвайского раунда состоит из упомянутого Соглашения об учреждении ВТО и приложений к нему. Приложения содержат правовые соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое и является обязательным для подписания страной-кандидатом при вступлении.
ВТО представляет собой институциональную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей, содержащихся в приложениях, а также выполняет функции организатора будущих торговых переговоров.
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 136 государств, более 30 стран (включая Россию) имеют статус наблюдателя и находятся на различных стадиях присоединения. На страны-участницы ВТО приходится 92% всей мировой торговли товарами и услугами.
Организационно-правовой механизм ВТО состоит из трех частей:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--