Курсовая работа: Русская природа в поэзии Есенина

Содержание:

Введение.

1. Сергей Александрович Есенин. Судьба и творчество.

2. Особенности поэтического мировосприятия С.А.Есенина

2.1 Своеобразие мироощущения лирического героя. Человек и природа.

2.2 Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С.А.Есенина.

2.3 Особенности метафоры в поэзии Есенина.

3. Заключение.

Список использованной литературы

Введение.

В последнее время литература XX века становится всё более популярной. Возрастает интерес к великолепным произведениям таких замечательных русских поэтов, как С.А. Есенин.

Прочитав многие произведения Есенина, я тоже стала интересоваться его творчеством. Особенно произведениями о русской природе. Его стихотворения завораживают и вдохновляют. Иногда, прочитав какое-нибудь из его произведений, мне тоже хочется что-то написать. Стихов собственного сочинения у меня пока ещё не очень много, но я надеюсь, что их количество будет становиться всё больше.

В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно.

В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать С.А.Есенина.

Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами.

С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читатель с трудом представляет его в числе "закрытых" авторов. Тем не менее не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное - в истоках его таланта.

1. СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895—1925).

СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО.

Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во мно­гом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.

Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик очень скоро лишился ро­дительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая по­коряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получи­лось, что Есенин рос на попечении бабушки.

«Стихи начал слагать рано, — на­пишет позже Есенин в своей авто­биографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Неко­торые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка суме­ла передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песен­ной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак за­ката», «Русь — малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над реч­ными заводями, в семье деда-книжни­ка, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре... о женихе, светлом госте из града неве­домого», т. е. о Христе и Небесном Ие­русалиме, городе праведников.

...Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком город­ке Спас-Клепиках.

После Константинова, где его дет­ство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток ока­зывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате. Един­ственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами заси­живались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, игра­ли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенин­ские отличались особой лёгкостью.

Склонность к сочинительству, од­нако, не прибавляли юноше автори­тета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою ис­ключительность, избранность.

Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Ра­дуница» (1916 г.), поэт пометил неко­торые из входящих в него стихов 1911 —1912 гг. Хотя кто знает, может быть, они в действительности напи­саны позже, в пору большей творче­ской зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чис­тые, уже при первом чтении захлё­стывают душу своим певучим слогом.

Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемя­щую жалость ко всему живому, кото­рое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно.

2. Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина.

Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Рус­ская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной сторо­ны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиган­стве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религи­озное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чув­стве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские иска­ния начала века, во многом определившие специфику и содержа­ние литературы 1910-х годов.

2.1 Своеобразие мироощущения лирического героя.

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства.

Мир народно - поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

(1912)

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём выражены .

Лирический герой поэта — современник эпохи гранди­озной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.

Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэти­ческого самораскрытия, даром улавливать и передавать тон­чайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе.

В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песен­ный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих,— писал поэт в 1924 году,— читатель должен главным образом обра­щать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым по­этам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах.

Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учить­ся так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у дру­гих» .

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 683
Бесплатно скачать Курсовая работа: Русская природа в поэзии Есенина