Курсовая работа: Самостоятельная работа как форма организации, способствующая повышению знаний учащихся на уроках окружающего мира в малокомплектной школе
Выполнила:
Боргард Нина Анатольевна
студентка 3 курса
заочного отделения (ПиМНО)
педагогического факультета
№ 07010
Научный руководитель
Меднис Лидия Семёновна
Ишим 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Состояние проблемы развития самостоятельности в теории и практики школьного предмета «Окружающий мир»
1.1 Решение проблемы самостоятельности в педагогической литературе
1.2 Анализ состояния проблемы использования самостоятельных работ в методике преподавания естествознания
1.3 Психолого - педагогическая характеристика младшего школьника и возможности использования самостоятельных работ на уроках «Окружающего мира»
Глава 2. Методика осуществления самостоятельной работы и её роль в повышении эффективности преподавания «Окружающего мира».
2.1 Реализация возможностей программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии самостоятельности через самостоятельную работу
2.2 Самостоятельная работа и её роль в формировании знаний учащихся при изучении курса «Окружающий мир»
2.3 Методика организации самостоятельной работы как один из путей развития самостоятельности и повышения знаний по дисциплине«Окружающий мир»
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В последние пять лет в России число школ с контингентом до десяти человек колеблется в пределах пяти тысяч.
Малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство вызывают такие факторы, как:
1. - низкая информационная насыщенность школ на селе;
2. - отсутствие специальной литературы;
3. -недостаточность научно-методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой;
4. - недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;
5. - низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи;
6. - отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;
7. - недостаточность форм взаимодействия муниципальных органов управления образованием и начальных малокомплектных (малочисленных) школ по вопросу совершенствования управления, контроля за качеством образования и др.
Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания), оптимально используя для этого все возможности, связанныесо спецификой учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе.
Малая наполняемость класса обладает и рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности.
В условиях малой школы учителю легче осуществлять:
· индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
· личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
· практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т.д.);
· нравственное, патриотическое воспитание младшего школьника в процессе общественно значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.
Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной начальной школе должны стать:
· мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему);
· активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--