Курсовая работа: Семантическое поле "духовность"

Введение

1 Понятие духа. Дух и душа

2 Понятие духовности в мировых религиях

3 Проблема духовности в античной философской традиции

4 Понятия «дух» в концепциях мыслителей ХХ века

5 Духовность и самосознание

6 Светская и конфессиональная духовность

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Вероятно, в мире не найдется другого такого понятия – сколь известного, столь же неоднозначно воспринимаемого многими людьми, каковой является духовность. Издревле во всех религиях важнейшим критерием духовности считалась вера человека в высшие силы природы: Бога, Аллаха и т.д.

Существует также мнение, что духовность – это тончайшая духовная энергия, связывающая человека с Высшим Миром. Именно эта энергия даёт возможность нашему духу проявлять себя в земном мире, одухотворяя всё, что производит человек. Но что же такое духовность?

Целью данной работы является изучение феномена духовности с различных сторон и точек зрения, а именно:

· с религиозной стороны (в концепциях мировых религий)

· с точки зрения античной философской традиции

· с точки зрения знаменитых мыслителей

· с психологической стороны

· на примере сравнения светской и конфессиональной позиций.


1 Понятие духа. Дух и душа

Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии "светский" вариант духовности именуется социальным капиталом.

Духовность - традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.

ДУХ (лат. spiritus),

1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души;

2) сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен;

3) внутренняя сущность, смысл.

Дух (в общем смысле) – обозначение невидимого, сверхчувственного, нематериального начала. Прежде всего, дух – это содержание всякого религиозного опыта, переживание реального действия некоторой недоступной человеческим органам чувств силы, заставляющей человека мыслить, говорить, вести себя определенным образом.

Само слово «дух» уже на уровне этимологии указывает связь с воздухом, дуновением, дыханием, тогда как с английского ghost и немецкого Geist добавляется к этому связь с чем-то клубящимся, пенящимся, шипучим, бодрящим, но одновременно и вызывающим ужас. Слово «дух» соотнесено с такими не менее многозначными смысловыми комплексами, как душа, плоть, тело, материя, жизнь, смерть. При этом важнейшим процессом на ранних этапах человеческой истории было различение представлений о духе и душе. Первоначально дух и душа просто отождествляются, и им приписываются одни и те же свойства, что проявляется в исторически первом представлении духа в качестве души предка. Душа также связывается с дыханием и дуновением и обозначает особую, находящуюся в теле человека (а также животного и даже растения), но независимую от тела нематериальную субстанцию, которая считается подателем жизни.

Душа - нематериальная сущность человека. В древнегреческой., древнеиндийской и русской языковой этимологической, традиции термин «душа» восходит к глаголу «дышать». Представление о душе., т.е. человека о самом себе в своей сущности, зависит от духовного.

Пифагорейские представления о душе во многом оказали влияние на формирование в будущем христианского учения: «Вместе с открытием души как самостоятельного начала появилось и чувство связанности души телесным началом, чувство Грехопадения, жажды преодолеть телесное начало и такого возмездия за грехи, в результате которого можно было надеяться на полное очищение» (Лосев). Конечно, пифагорейское «очищение», находясь в рамках языческого политеизма, не могло прямо вести к концепции спасения в христианстве, однако путь был уже открыт. Существенное отличие христианской концепции души от пифагорейской заключается еще и в том, что в последней душа хотя уже понимается как индивидуальное начало, но еще не мыслится как личностное. Отсюда с необходимостью вытекает и теория метемпсихоза, которая занимает переходное место между первобытным анимизмом и христианским представлением о сущности души. Христианству здесь близко то, что души понимались в пифагореизме равными перед вечностью, но это равенство было ограниченным, так как осуществлялось в рамках рабовладения. Для пифагореизма здоровая душа требовала здорового тела.

В древнегреческой культуре наука о душе (психология) впервые оформляется в самостоятельный, вид знания у Аристотеля. У предшествующих греческих мыслителей, в том числе Платона, представления о душе носят расплывчатый характер и выражаются в основном в мифосимволической форме. Аристотель разрабатывает научный подход к области психических явлений, в связи с чем его можно считать основателем психологии как науки о душе. «Познание души, - утверждает он в трактате «О душе», - много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ», а потому ей необходимо отвести «одно из первых мест».

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 193
Бесплатно скачать Курсовая работа: Семантическое поле "духовность"