Курсовая работа: Семейно-брачные отношения: история и современность
Введение
1. Что такое семья, типы семей
2. Семья в античности
3. Семья в России
А). Древнерусская семья
Б). Развитие семейных отношений в последующие периоды российской истории
4. Семейный конфликт, его возникновения
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Сфера отношений в семье, и брак, как социальный институт, в той или иной мере являются предметом исследования многих наук - философии, социологии, психологии и некоторых других. И, разумеется, большой вклад вносит литература, так или иначе, в стихах и в прозе, затрагивающая семейно -брачные отношения. Каждая из наук изучает специфические стороны функционирования и развития института брака, даёт общее представление о семейно -брачных отношениях в рамках своей области научного знания. Кроме того, вопросы семьи и брака постоянно присутствуют в сознании людей благодаря телевидению, кино, театру, религии, искусству и другим общественным институтам.
В течение многих веков существования человечества люди стремятся жить семьями. За это время появлялись и отмирали другие формы совместного проживания, но семья, объединяющая мужа, жену, детей и других родственников остаётся основной единицей человеческих сообществ.
Человек, не имеющий семьи, бобыль, одиночка, в старину считался ущербным, обиженным судьбой и богом. Иметь семью, детей было необходимо и естественно, так же, как есть, пить.
А вы обращали внимание на то, чем заканчивается подавляющее большинство сказок? После различных приключений героев ожидает свадебный пир. На котором рассказчик был, «мёд -пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Далее этого знаменательного события - свадьбы или венчания – сказка не продолжается. Почему же? Не потому ли, что сказки кончаются на том моменте, где начинаются будни? Совместная жизнь двух людей - это довольно серьёзная психологическая работа, и если один из партнёров к ней не готов, брак распадается или превращается в страдания. Причём страдают, на только муж, жена, но и все окружающие родственники, особенно дети.
Таким образом, романтическим, сказочным ореолом окружён период ухаживания и стремления к счастью совместного проживания, но то, что будет дальше и, собственно должно длиться гораздо дольше - само это счастье, - оказывается покрытым мраком неизвестности. В своей контрольной работе я предлагаю заглянуть за эту занавесу и постараться понять, что такое брак и семья в сегодняшнем понимании. Так же попробуем разобрать проблемы молодой семьи, от чего они происходят.
Брак подразумевает определённую совместную психологическую работу, позволяющую приспособиться друг к другу и сохранить длительное время преобладающий позитивный настрой, необходимый для комфортного совместного проживания. Существуют многочисленные варианты положительного отношения друг к другу, от дружбы и симпатии до любви и страсти. Есть такая народная мудрость: «Любовь - как хлеб, её нужно печь каждый день». То есть это постоянные совместные усилия, труд по поддерживанию комфортных отношений.
1.ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ, ТИПЫ СЕМЬИ
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, с первых лет своей жизни усваивающий нормы общежития, человеческих отношений, впитывая из семьи и добро и зло. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности. Моральных норм поведения. Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от её культурного, социального и духового уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни -всё зависит от социальной политики государства, а от состояния семьи зависит состояние государства.
Основные понятия и актуальные социально -психологические вопросы семьи нельзя рассматривать без знания таких понятий, как личность, социум, общество, семья, брак, супружество…
Семья - ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Личность - феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Социум - это своеобразная социально -профессиональная община, жизнедеятельность которой протекает не в абстрактном, а в конкретном, как правило, условно ограниченном и замкнутом пространстве и всецело обусловлена характером доминирующих в ней межличностных, межгрупповых отношений и профессиональной деятельностью.
Общество - понятие в основном политико-социологическое, характеризуется совокупностью сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья. А также социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.
Супружество - это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.
Брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужем и женой. Посредством которой общество упорядочивает их супружеские родительские права и обязанности. Ядром семьи не всегда являются брачные отношения. Семья - более сложная система отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, родственников, близких.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений и являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется параметрами конкретной семьи:
-демографический - структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало - или многодетная);
-социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
-социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
-технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для неё:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--