Курсовая работа: Школьное религиозное образование в сети Интернет
В последние годы поле актуальной политической борьбы в нашей стране все отчетливее перемещается в Интернет, который, в свою очередь, из одного из многих средств массовой информации все больше превращается в некий параллельный виртуальный аналог социума и, одновременно, зеркало, отражающее современную социокультурную ситуацию.
В самом деле, самые свежие новости сейчас мы узнаем уже не из телевизора, чем пользуются не только официальные СМИ, но и разнообразные политические партии и религиозные организации, для которых Интернет, прежде всего, удобная и всегда доступная трибуна для пропаганды своих доктрин, вещающая на самую социально активную и поэтому вдвойне привлекательную многомиллионную аудиторию – молодежь. Кроме того, в сети до сих пор нет никакой цензуры, а, следовательно, можно говорить о чем угодно и как угодно, благо, что веб-порталы предоставляют весьма богатые возможности для агитации. Здесь очень просто размещаются как тексты, так и красочные визуальные материалы. Интернет-сайты оформляются так, что невольно привлекают внимание пользователя, а кроме этого есть еще баннеры, спам и социальные сети, посредством которых также можно рекламировать не только товары.
Одним и острых и дискуссионных вопросов актуальной российской политики, обсуждаемых в последнее время во всех без исключения СМИ, является государственная политика в области образования, касающаяся внедрения в современный образовательный процесс курсов и дисциплин религиозной тематики. Интернет, конечно же, не стал исключением, - мало того, здесь можно встретить точки зрения, которые никогда не прозвучали бы в печатных изданиях или по телевизору, поскольку российский сегмент всемирной паутины, очевидно, пока еще является самой свободной трибуной для идеологического самовыражения. Таким образом, только он может дать нам наиболее объективный спектр существующих мнений по этой достаточно злободневной проблеме.
Отсюда вытекает главной цель нашей исследовательской работы – рассмотреть Интернет, а вернее его русскоязычный сегмент – Рунет, на предмет освещения в нем вопросов религиозного образования в современной школе.
В задачи исследования входит:
- анализ и классификация существующих в Рунете точек зрения по признаку приятия/неприятия введения элементов религиозного образования в школьный образовательный процесс;
- описание и характеристика веб-сайтов, посвященных данной проблематике, анализ статистического материала;
- составление по возможности полного каталога подобных веб-ресурсов и выделение возможных тенденций развития государственной образовательной политики в нашей стране для данного направления в будущем.
Данное исследование предполагает реализацию в несколько этапов:
1. Сбор материалов — непосредственная работа в сети, изучение имеющихся точек зрения по проблеме и составление их классификации.
2. Аналитическая работа — сравнение и анализ сайтов, посвященных вопросам религиозного образования, а также виртуальной и реальной статистики по данной проблеме;
3. Изложение и оформление результатов исследования — в текстовой форме (формат Word).
4. Создание приложения — каталога веб-ресурсов по теме работы.
Данное исследование является частью большого исследовательского проекта, посвященного изучению Интернета как нового социокультурного пространства современного общества.
1 ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ИНИЦИАТИВЫ «СВЕРХУ»
Прежде, чем начинать исследование, необходимо определиться в терминах. Само выражение «религиозное образование в школе» в нашей стране звучит как нонсенс, поскольку, как известно, с 1917 года Россия – светское государство, в котором церковь отделена от школы, и менять в этом направлении Конституцию вряд ли кто собирается[1] . Речь, естественно, идет скорее о введении в образовательный процесс элементов религиозной культуры и этики, знакомстве с историей религии и основами религиозной морали. Однако и в такой, вроде бы вполне «безобидной» трактовке, сразу же возникает целый ряд трудностей.
Первое затруднение происходит из-за того, что с каждым годом Россия становится страной все более многонациональной и многоконфессиональной, и поэтому не совсем ясно, как и в какой мере проводить отбор образовательного материала, чтобы не задеть религиозные чувства верующих и угодить всем – и православным, и католикам, и буддистам, и мусульманам, и т.п.
Вторая сложность – в совершенном отсутствии опыта такого преподавания в школе. До революции, когда подобная практика была обязательной и понятной, поскольку православие являлось официальной государственной религией, такой проблемы не существовало. Функции религиозного образования и воспитания полностью брала на себя церковь с ее тысячелетней образовательной традицией. В советское время также все было просто - проблема отсутствовала, так как религия в масштабе государства была фактически запрещена.
Третья проблема сокрыта в причинах такого резкого поворота официальной политики в области образования в сторону религии с ее образовательной практикой. Многим до сих пор не понятно, зачем в светской стране да еще в начале XXI века внедрять в систему образования какие-то религиозные элементы. Со стороны это может кому-то даже показаться ретроградством и мракобесием: Россия ведь не Иран или Саудовская Аравия, это европейская страна, массовое сознание в которой давно и достаточно секуляризовано. Ответ на вопрос кроется в нашей истории последних лет. С распадом СССР и стремительным развитием в России практически незнакомых народу жестких капиталистических отношений, с присущими им хищнической моралью, произошел резкий упадок нравов, особенно среди молодежи. Пьянство, преступность, разврат, наркомания стали повседневным и повсеместным явлением подростковой жизни. Общество в 1991 году так ждавшее перемен, оказалось к ним абсолютно не готово - отсюда растерянность и деморализация, приведшая к идеологическому вакууму. Школа так же, как и все население страны, оказалась лишенной четких нравственных ориентиров. Мало того, выросло целое поколение, лишенное элементарных представлений о морали, озабоченное в своей массе только получением прибыли. Попытки выйти из этого тупика в основном провалились, поиски новой национальной идеи результатов не дали, и тогда, чтобы не изобретать велосипед, правительство решился вернуться к давно забытому и освещенному авторитетом веков – религии. Может быть уже от отчаяния.
Но тут возникает целый ряд вопросов технического плана – кто и как будет вести подобные предметы? Батюшку в школу уже не пустишь, а тогда где взять нужного специалиста-религиоведа? С какого возраста начинать знакомить с элементами религиозного содержания? Как вычленить из религиозного учения духовно-нравственную составляющую, чтобы, опять же, не обидеть верующих? Нужен ли отдельный предмет, или сделать так, как в советские времена, когда все нравственные вопросы решались на уроках гуманитарных и общественных дисциплин, таких как литература или история. Все эти вопросы, так или иначе, рассматриваются в Интернете. Здесь же мы рассмотрим сначала, что предлагает в этой связи государство.
В настоящее время по инициативе Министерства Образования пока в качестве эксперимента было предложено два подобных образовательных проекта в рамках введения в стандарты образования новой образовательной области «Духовно-нравственная культура». Первый, стартовавший в 2006 году и предполагавший введения в учебный план в качестве обязательного предмета «Основы православной культуры». Он изучается сейчас в 15 регионах России, причем только в двух из них – в качестве обязательного. Второй – курс «Основы религиозных культур и светской этики», который вводится в 19 регионах страны с 1 сентября 2009 года. Последний проект более сложен, поскольку претендует на известную толерантность: он уже предполагает изучение основ не одной, а целого комплекса религий на выбор родителей[2] учеников – православия, ислама, буддизма и иудаизма и даже атеизма (под названием «Светской этики»). Обе инициативы (как, впрочем, и все другие начинания нашего правительства) были восприняты крайне неоднозначно в СМИ и вызвали бурную полемику - как в учительской, так и родительской среде. Мнения распределились полярно – от резкого неприятия до восторженного приветствия, но в целом оба проекта получили поддержку двух главных людей в России – В. Путина и Д. Медведева, и поэтому вопрос об их реализации был предрешен.
Таким образом, вопрос этот достаточно злободневный, а в связи с массовым проникновением в нашу страну (и в школу) различных неоконфессиональных, псевдорелигиозных и откровенно сектантских организаций, использующих для вербовки адептов все возможные средства, в том числе и Интернет [1], и объективно назревший: преподавать в школе основы религиоведения необходимо.
2 ШКОЛЬНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЕМИКИ
Теперь рассмотрим основные ресурсы сети, посвященные проблемам религиозного образования в школе. Все их можно разделить на три группы: чисто информационные дискуссионные порталы, где обсуждаются все возможные точки на этот счет, сайты сторонников внедрения основ религиозного образования в школу и принципиальных противников подобных экспериментов.
Одним из главных информационных сетевых ресурсов, большая часть которого посвящена вопросам взаимоотношения православной церкви и светского общества (в том числе и системы школьного образования) является сайт «Религия и СМИ». Здесь мы найдем самые разнообразные материалы по интересующей нас проблеме: «Книги», «Опросы», «Документы», «Маниторинг СМИ» и т.д. (все это названия рубрик сайта). Данный ресурс ценен, прежде всего, тем, что в нем освещаются самые разнообразные точки зрения представителей различных религиозных конфессий от официального православия и ислама до раскольников-старообрядцев. Другой не менее информативный сетевой ресурс – информационный портал «Мир религий», освещающий, в том числе, и дискуссию по поводу религиозного образования в школе. Оперативную информацию предоставляют и другие специализированные новостные и общественно-политические сетевые издания (как и их существующие печатные аналоги): «НГ Религии», «Интерфакс. Религия», «Русская линия» и др.
Наиболее последовательными сторонниками внедрения основ религиозного образования в школу являются православные сайты, такие как «Православие.ру», «Русская Православная Церковь» («Официальный сайт Московского патриархата»), «Православная энциклопедия» («Седмица.ру») и др. В целом они уступают новостным сайтам по функциональности, но выигрывают за счет дизайна и особой стилистики, рассчитанной на привлечение внимания пользователей. К тому же они не злоупотребляют рекламой.
Стоит заметить, что именно Русская Православная Церковь первые выступила перед правительством с такой инициативой и постоянно поддерживает его работу в этом направлении. Так, например, оба проекта Министерства Образования, о которых мы говорили, появились с благословения сначала Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, а потом с его преемника Кирилла, при их горячей поддержки и с согласования с руководством Русской Православной Церкви. В резолюции XI Всемирного русского национального Собора православной церкви, проходившего в Москве в марте 2007 года прямо же отмечается, что изучение школьниками «Основ православной культуры» необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения».
Образцовым в этом смысле является «Официальный сайт Московской Патриархии», где выложены все важнейшие документы, касающиеся данной проблемы. «Православие.ру» носит более общий новостной характер. Наконец у РПЦ есть и специализированный сайт, полностью посвященный проблемам религиозного образования – «Prokimen.ru» («Отдел религиозного образования и катехизации»), издающий информационный сетевой журнал «Православное образование». Здесь же можно найти разнообразные УМК для преподавания «Основ православной культуры» и «Основам религиозных культур». Вообще же православные сетевые издания наиболее активны в обсуждении вопросов религиозного образования и введения каких-то его элементов в школьный образовательный стандарт.
Эта бросающаяся в глаза активность православных организаций, однако, вызывает настороженность и даже неприятие у представителей других российских конфессий. Так, например, представитель Совета муфтиев России Арслан Садриев от имени своей организации высказался резко против существующей модели «Духовно-нравственной культуры». Он убежден, что нельзя сводить эту образовательную область только к преподаванию одного предмета, даже и по выбору учащегося, так как это, в конечном счете, приведет к расколу России по этно-конфессиональному признаку. Чтобы этого избежать, разным религиозным традициям необходимо «изучать друг друга». Совет муфтиев уже не первый год настаивает на преподавании курса религиоведения, где все религии изучались бы в равной степени и в старших классах. Курс «светской этики», который предполагает в рамках «Духовно-нравственной культуры» для атеистов, А. Садриеву «трудно представить», т.к. «нравственность от религии неотделима». Более углубленное изучение каждой религии может осуществляться в рамках воскресных школ и религиозных учебных заведений, отметил представитель Совета муфтиев.
С другой стороны, против попыток вмешательства церкви в науку и школьное образование выступила группа крупных российских ученых, среди которых два Нобелевских лауреата и Президент РАН Ж. Алферов. На страницах «Новой газеты» они разместили открытое письмо Президенту России В.В. Путину, в котором обвинили РПЦ и всех сторонников введения в школах курса православной культуре в «православном шовинизме». Подобное же обращение размещено и на сайте «Scientific.ru» («Междисциплинарный научный и научно-популярный сервер»), где утверждается, что никакой необходимости в обязательном релгиозном образовании в школе нет и что «существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д.) вполне обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе». При этом всем посетителям сайта предлагается интерактивная возможность принять участие в данном обращении.
Не нужно, впрочем, думать, что все ученые категорически против введения основ религиозного образования в школе. На сайте «Интерфакс. Религия» мы находим совершенно противоположное обращение к Президенту, подписанное 227 докторами и кандидатами наук, в котором уже Минобразования и науки РФ обвиняется в «воинствующем атеизме» [7].
3 ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА?
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--