Курсовая работа: Система методов работы социальных педагогов

Введение

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессиональ­но помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (по­жилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормаль­ного семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из "групп риска", лицам с девиантным поведением). Они не только снимают соци­альную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

В конце XX века в России в условиях экономи­ческого кризиса, безработицы, резкого изменения ха­рактера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опас­ность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость профессиональной подготов­ки специалистов в области социальной работы.

На протяжении последних четырех-пяти лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в сис­теме высшего образования, — социальная работа. Зарождается и соответствующая научная специальность — социальные науки.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».

Профессиональное становление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитию ак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

В общей стратегии развития социального образова­ния вопрос о специализациях является приоритетным.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что один из главных сегодня вопро­сов социальной работы — вопрос о принципах и фор­мах работы специалистов в области социальной работы.

Данное исследование посвящено экономико – правовой и социальной методики работы социальных педагогов.

Отсюда и цель нашей работы: охарактеризовать систему методов работы социальных педагогов в Российской Федерации.

Объект исследования: особенности работы социального педагога.

Предмет исследования: экономико – правовая система процесса работы социального педагога в России.

Задачи исследования:

- обобщить научную литературу по теме социальной работе

- выявить систему ;

-обосновать пути решения проблемы успешной работы социальных педагогов.

В данной работе мы применили следующие методы исследования: изучение, анализ и обобщение источников по данной теме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Глава 1. Система подготовки социальных работников в России

1.1.Социальная работа как учебная дисциплина

Как отдельное направление общественной практики и само­стоятельный вид профессиональной деятельности социальная ра­бота конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной харак­теристикой «специалист по социальной работе» [1,56]. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала экви­валентом принятой в мире должности «социальный работник»[2,37].

12 октября 1994 г. Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовало тарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя из тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции специалистов по социальной работе:

аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);

диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);

системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в слож­ной жизненной ситуации);

активационная (содействие активизации потенциала собст­венных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);

действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоот­ношений между отдельными людьми и их окружением; необходи­мые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении нуждающихся в ста­ционарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;— выступление в качестве их общественного защитника в суде);

организаторская (координация деятельности различных го­сударственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке граж­данам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Должность специалиста по социальной работе на сегодня уста­новлена в рамках только одной отрасли — социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по делам молодежи[12,78].

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 210
Бесплатно скачать Курсовая работа: Система методов работы социальных педагогов