Курсовая работа: Система западного воспитания
В V в. пала Западная Римская империя, наступила эпоха, названная Средневековьем. Характерными чертами средневекового общества в Западной "Европе явились сословная структура общества (духовенство, светские феодалы, крестьяне, горожане) и монополия церкви на его духовную жизнь.
Богатейшая античная культура, наука и школы постепенно разрушались, уничтожались и предавались забвению, дух античности искоренялся.
Во времена раннего Средневековья оплотом идеологии общества стала католическая церковь. Она проповедовала аскетический идеал жизни, отказ от удовольствий земной жизни, умерщвление плоти, духовный порыв к небу. Эти религиозно-нравственные качества воспитывали у детей с ранних лет в условиях строгой дисциплины; призывы к аскетизму объяснялись церковью необходимостью спасения души для загробной жизни.
В Средневековье господствует взгляд на человека, как на глубоко греховное существо, от рождения несущее в себе пороки. Целью земной жизни признавалась подготовка к будущему блаженству на небесах. Укрепилась любовь ко всему фантастическому и сумрачному. Воспитание, искусство и вся культура вообще оказались на службе католицизма.
Религия имела место и в античном мире, но там она была тесно связана с народной мифологией; в Средневековье она приобрела авторитарный характер, объявила себя исключительной. Все это привело к упадку школьного дела, воцарению неграмотности и невежества, искоренению наук. Даже многие короли и их окружение были не только необразованными, но элементарно неграмотными.
Поэтому в эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и едва ли не главным - фактор являлась христианская традиция. Второй фактор - влияние античной традиции (содержание школьных программ).
И, наконец, ментальность личности в средневековую эпоху невозможно представить без варварской, дохристианской традиции. Влияние традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху ран средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбием, лучшей чертой аристократии - доблесть, главным достоинством духовенства - благочестие и пр. Таким образом, общество представляло собой социально-культурные типы, формировать которые должна была система образования. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой в средневековой Европе оказалось ученичество.
Педагогическая мысль раннего Средневековья
Философско-педагогическая мысль европейского Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Вместе " тем, воспитание представляло собой своеобразный сплав религиозного и светского начал. Светское начало предполагало необходимость освоение земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено к каждому "человеку в равной степени» но вместе с тем, имея корпоративный характер, одновременно преследовало цель воспроизводства сословной морали.
Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. В этой педагогике заметно присутствие элемента авторитарности.
Идеалом являлась усредненная верующая личность. Многие идеологи христианства с неприязнью, которая нередко переходила в открытую враждебность, относились к античному - "языческому" воспитанию.
Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего Средневековья. Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание, под которым понималось воспитание "чистоты сердца" путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками. Это не исключало и необходимости приобретения светских знаний. Не зря учебное руководство для монахов, именовалось "Введение в изучение божественных и мирских наук".
Католическая церковь - духовный центр средневекового общества с одной стороны, отвергала античную образовательную традицию как "языческую" и "дьявольскую" мудрость, предпочитая знанию невежество. С другой стороны, уже в мрачные времена раннего Средневековья существовал, небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились: спасти остатки традиций греко-римского образования.
Ученый мир раннего Средневековья не забыл античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями V-VI вв. при обосновании системы обучения и воспитания. Именно так поступили Августин (354-430), предложивший модель обучения клириков, Боэций (ок. 480-524) и Кассиодор, создавшие первые средневековые учебники по арифметике, логике, музыке и др., а также программы средневековых учебных дисциплин - семи свободных искусств, истоки которых уходят в Римскую эпоху. Так, в трактате "Формулы благородной жизни" архиепископа Мартина де Брага (VI в.) рекомендовалось основывать воспитание на заповедях, в свое время сформулированных стоикоми: благоразумии, осторожности и осмотрительности, мужестве, справедливости и воздержанности.
Важную роль в развитии педагогической мысли раннего Средневековья сыграла схоластика. Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в период с XI и до начала XVI вв. Она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, педагогика - подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью предложить учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мыслей.
В раннюю эпоху схоластика, в недрах которой развивалась педагогическая мысль, сыграла положительную роль.
Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие. В создании новой идеологии, обучения и воспитания, сыграл роль философ и теолог Фома Аквинский (1225 /26-1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. В дальнейшем сочинения Фомы Аквинского служили одним из главных источников при изучении богословия в средневековой школе.
В качестве примера блестящего ученого-схоласта можно назвать французского богослова и педагога Абеляра(1079-1142). Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание - результат, прежде всего самостоятельной работы. Абеляр призывал учеников к творчеству.
На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего Средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. Помимо Абеляра к таким фигурам можно отнести ряд других богословов Педагогов.
Так, глава Парижской кафедральной школы, автор "Дидаскалиона" (трактат о системе средневековой образованности) Гуго Сен-Викторский (1096-1141) фактически свел воедино тогдашние знания по преподаванию в высшей школе. Он видел неразрывную связь между религиозным и светским началами воспитания. В "Дидаскалионе" речь шла о "спасении души" богоугодном образовании. Автор утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки "также учат истине", Будучи, однако, бессильны достичь христианской истины. Гуго Сен-Викторский оставил важные дидактические рекомендации, частности, о целесообразности изучения, прежде всего сущностного знания.
Наставник детей французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове(190-1264) воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми.
Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей (незлобливость, искренность, бескорыстие, капризность, необоснованный страх), которые нужно учитывать в воспитательном процессе. Он призывал действовать убеждением и принуждением, считая телесные наказания крайней мерой. Бове принадлежит тезис о взаимосвязи между интеллектуальным и нравственным воспитанием.
Гуманистические мотивы слышны и у Шарля Герсона (1363-1429).Он призывает наставников к кротости и терпению.
Смелыми для своего времени были предложения мыслителя Раймонда Луллия (ок. 1235 - ок. 1316), что начинать обучение надо на родном языке, что следует приучать к труду, с детства прививать навыки той или иной профессии.
Воспитание и школы
В VI—VII вв. вместо исчезнувших античных школ. В практике воспитания и обучения раннего Средневековья причудливо переплетались языческая (варварская) и христианская традиции.
Следы варварского воспитания и обучения сохранялись в раннефеодальную эпоху. Так, в Галлии, где к V в. исчез институт друидов - языческих жрецов, выполнявших функции наставников и учителей, - еще долго жили традиции языческого, нравственного, физического воспитания.
Длительное время традиции варварского воспитания действовали на Севере Европы. Скандинавов существовало только домашнее, семейное воспитание. Мальчики и девочки до 7-летнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики поступали под руководство |мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду и профессии воина. Умственное воспитание давали старейшины семьи и рода. Идеалом воспитанности считали обладание общепризнанными физическими и интеллектуальными достоинствами.
Варварские традиции более всего проявлялись в семейном воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно окрашивалось чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено системе ученичества и рыцарского воспитания.
Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой среде. Мастер обычно брал за плату одного-двух учеников, которые становились даровыми работниками. Позже мастера увеличивали срок обучения 8-10 лет. Во многих договорах об ученичестве говорилось, что мастер позволил ученику посещать в течение года или двух лет школу или сам выучит его грамоте, после учебу становился подмастерьем и работал за плату пока не открывал собственное дело.
Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к пути формирования подрастающего поколения рыцарскому воспитанию. В рыцарском воспитании были идеи жертвенности, послушания и одновременно свободы, а также и элементы превосходства над сословиями. В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей» в которую входили владение копьем, фехтование, езда, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Но, прежде всего юношей обучали военному искусству. Педагогами обыкновенно были лица служилой дворовой челяди. Приглашались для обучения музыканты и поэты. С 7 мальчики приобретали знания и умения. В 14 переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--