Курсовая работа: Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития
Выполнила:
Студентка 5 курса дневного отделения
Наталья Владимировна.
Красноярск 2005
Оглавление
Введение
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
1.2 Симптоматика и механизмы нарушения фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития
1.3 Анализ методик, направленных на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
????? II. ?????????????? ???????????2.1 Организация, методы и методики исследования фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития
2.2 ???????? ???????????? ??????????????? ?????????? ? ??????? ???????????? ? ????????? ???????????? ????????2.3 Анализ констатирующего эксперимента
????? III. ???????????? ???????????? ?? ??????????? ???????? ???????? ??????????????? ?????????? ? ??????? ???????????? ? ???Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность исследования.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова (1984), М.С. Певзнер (1971), К.С. Лебединская (1987), В.И. Лубовский (1978), У.В. Ульенкова (1990), Н.А. Цыпина (1984), В.В. Лебединский (1985) и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
У данной категории детей, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. На это указывают исследования таких авторов как Е. В. Мальцева (1990), С.Г. Шевченко (1987), В. А. Ковшиков (1967), Ю.Г. Демьянов (1970), Р.И. Лалаева (1992) и др. Нарушения речи у данной категории детей часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы. Так, у дошкольников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематического восприятия у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.
???????? ???????????? ???????? ??????????? ?????????????? ??????? ???? ? ??????? ???????????? ? ????????? ???????????? ????????.??????? ????????????. ??????????? ????????? ??????????????? ?????????? ? ??????? ???????????? ? ????????? ???????????? ????????.???????? ????????????. ? ???? ???????????? ?? ????????????, ??? ???????? ???????????? ??????????????? ?????????? ? ??????? ???????????? ? ????????? ???????????? ???????? ???????? ??? ????????? ???????????? ????????????, ?????????????? ????????? ?????? ???????? ??????????????? ??????????.???? ????????????. ??????? ??????????? ??????????????? ?????????? ? ??????? ???????????? ? ????????? ???????????? ????????, ???????????? ?????????? ? ????????? ???????????? ????????????, ?????????????? ????????? ?????? ???????? ??????????????? ??????????.Задачи исследования:
1. Выявить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Отобрать методики для выявления уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Провести экспериментальное исследование.
4. Составить методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования находит отражение в подборе различных вариантов методик для изучения уровня развития фонематического восприятия, предлагаемых для работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития.
?????? ???????????? ???????????? ? ???????????? ? ????? ? ????????? ??????. ? ???? ???????????? ??????????? ??? ?????????????, ??? ? ???????????? ??????. ? ?????? ????????? ?????? ????????????? ?????????? ?? ???????? ????????????, ?? ?????? ? ???????? ?????????-?????????????? ????????????, ?????? ????????, ?????????? ?? ??????, ???????????, ?????????????? ?????? ????????? ??????????.Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.
Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.
Ведущие учёные (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше (1985), Л.Ф. Спирова (1976), Г.Е. Чиркина (1998), И.К. Колпоковская, А.В. Ястебова (1984) и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--