Курсовая работа: Содержание физической культуры, ее формы и функции
Введение
Физическая культура, как и культура в целом – продукт созидательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, представляемых для её развития той или иной общественной формацией, и в тоже время, наследует не приходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о закономерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, произведения искусства отражающие эстетические ценности физической культуры, материально-технические достижения и т.п.).
Физическая культура воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры.
Уровень физической культуры, как и культуры в целом, в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. Особенно важно, что в системе общечеловеческих, культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен.
Общая характеристика работы
1) Актуальность: физическая культура, как и культура в целом, продукт социальной деятельности общества. Она должна воплощать в себе не только результаты усвоенных «физкультурных» знаний, умений и навыков, достигнутых на основе использования средств и методов физической культуры, но и оказывать существенное значение на духовный мир, мир знаний, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих направлений. Именно такие взгляды, убеждения и принципы должны формироваться, и зависят они в первую очередь от идейной направленности, от того, какие социальные силы её организуют и направляют.
2) Цель: изучить физическую культуру как часть социального явления и определить её основные формы и функции.
3) Задачи исследования
- Изучить физическую культуру как социальное явление.
- Определить физическую культуру как движущую силу.
- Рассмотреть формы и функции физической культуры.
4) Гипотеза: Знания физической культуры в социальном двигательном аспекте будут способствовать более эффективному освоению средств и функций, и применению их в специфической эстетической жизни общества.
5) Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение
1 . Общая характеристика физической культуры
1.1 Физическая культура как социальное явление
Физическая культура возникла как социальное по своей сущности явление. Хотя её зарождение и развитие связано с удовлетворением естественных, т.е. природных потребностей человека, это не дает оснований ни для сведения физической культуры к биологическим началам, ни для признания её независимости от основных условий жизни общества. Как и культура общества в целом, физическая культура – продукт социального развития. Состояние и характер использования её определяются, в конечном счете, уровнем развития производительных сил общества и характером коренных социальных отношений.
По данным научной истории общества, формирование физической культуры шло в органическом единстве с трудовой деятельностью. Первоначальные формы труда требовали от человека развитых физических способностей, и сами способствовали их развитию. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой деятельности. Причем первые формы трудовых действий явились как бы прообразом ряда элементов физической культуры (физические упражнения типа бега, прыжков, метания и др.), которые составили в первую очередь средства подготовки подрастающих поколений к труду. С возникновением войн существенное влияние на формирование прикладной физической культуры начало оказывать военные дела.
Скудные средства существования и ограниченность духовной жизни первобытного общества суживали возможности развития физической культуры, но в практическом отношении она прогрессировала, по-видимому, значительными темпами и была доступна в равной мере всем членам общества. Расслоение общества на классы ликвидировало равные для каждого возможности приобщения к культуре.
Античная физическая культура в некоторых своих проявлениях достигла довольно высокой степени развития (о чем свидетельством, например, детально разработанная и четко организованная система военно-физической подготовки в Спарте, Афинах, факт возникновения и большой популярности олимпийских, пифийских, немейских игр и других крупных спортивных событий античного мира, которые оказывали влияние даже на межгосударственные отношения, античные идеалы гармонического, физического развития, воплощенные в до сих пор впечатляющих произведениях искусства и др.) Однако, её ценности оказались в распоряжении меньшинства. Идеологические основы и практика организации физической культуры господствующими классами приобрели по отношению к большей части общества антигуманные черты. Такое отношение, хотя и в изменившихся исторических формах, стало по сути, типичным и для последующих общественно-экономических формаций, основанных на эксплуатации человека человеком.
Классовая ограниченность функционирования и развития физической культуры в любом эксплуататорском обществе обусловлено не просто субъективными интересами господствующих классов, но в конечном счете объективными экономическими отношениями, в сохранении которых они кровно заинтересованы.
Досоциалистический период развития физической культуры и культуры в целом не сводится лишь к истории отношения к ней эксплуататорских классов. Культура в целом была и есть результат совокупного творчества народных масс. В недрах антагонистических общественных формаций создавались элементы общечеловеческой культуры, они использовались народом на самодеятельных началах, передавались и умножались от поколения к поколению Культура общества, свободного от классового антагонизма, закономерно преемствует все лучшее, что создано человечеством за тысячелетие своего культурного развития.
При исходном определении понятия физической культуры отмечалось, что она составляет неотъемлемую сторону как материальной, так и духовной культуры общества.
Как многогранное общественное явление, она связана со многими другими сторонами, социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей.
Физическая культура имеет непосредственное отношение к производительным силам общества. Воздействуя на главную созидательную силу общественного производства – человека, содействуя развитию его естественных жизненных сил и общей дееспособности, она тем самым способствует умножению самого ценного «капитала» общества. Физическая культура связана вместе с тем с различными формами духовной жизни общества, с его идеологической и политической надстройкой.
Особенности этих связей вытекают из того, что ряд специфических элементов физической культуры, сложившихся в качестве средств и методов воздействия на физическое развитие человека, само по себе не обладает классово-надстроечным характером.
На основании выше написанного можно сделать вывод того, что физическая культура как социальное явление – это составная часть социологической науки и строится на методологии общей социологии. Суть её заключается в том, что социальная жизнь, к которой относится и физическая культура – результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Функционирование общества обусловлено, прежде всего, тем, что человек, действуя в одиночку, не может обеспечить себя совместными благами цивилизации. Все, что ему необходимо для комфортного обитания, он приобретает благодаря взаимодействию с другими людьми. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественного развития.
В самом общем виде социология физической культуры отвечает на вопросы: почему возникла физическая культура; зачем люди разных возрастов, различных социально-демографических групп занимаются физкультурно-спортивной деятельностью; что в результате этих занятий получает каждый человек и общество в целом; чего люди ожидают, к чему стремятся.
1.2 Физическая культура как вид деятельности
Физическая культура как род деятельности имеет своей специфической основой целесообразную двигательную активность человека. Иначе говоря, она представлена рациональными формами двигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных, мышечно-двигательных действий). Причем в физическую культуру входят не всякие, а лишь такие формы рациональной двигательной деятельности, которые позволяют в принципе наименьшим образом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--