Курсовая работа: Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе
Введение
Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность
Глава 2. Понятие и сущность социальной политики
Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. В последнее время в стране был сделан существенный шаг по пути институционализации социальной работы как системы идей, ценностей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальной защиты, помощи и социальной поддержки. Особо примечательным является развитие теории социальной работы, которая на протяжении длительного периода, как известно, отставала от непосредственной практики социальной работы.
В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ, разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики.
В настоящее время социальная политика рассматривается как конкретная идеология и практика формирования и реализации социальных обязательств государства и общества в целом и отдельных их структур в частности в отношении различных групп населения.
Поэтому изучение места и роли социальной политики в теории социальной работы является актуальной проблемой на сегодняшний день.
Степень разработанности проблемы. Стремясь принять участие в совершенствовании системы защиты прав граждан в условиях радикальных изменений социальной сферы, специалисты в области философии, социологии, педагогики, истории и других наук сосредоточились на актуальных проблемах научного знания в социальной работе, изучая ее зарубежный опыт и собственные, российские традиции.
Такие исследователи как В.Г.Бочарова, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Н.С.Данакин,В.И.Жуков,И.Г.Зайнышев,И.А.Зимняя,В.А.Никитин,П.Д.Павленок,А.М.Панов,А.С.Сорвина,М.В.Фирсов,Е.И.Холостова,Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки.
Активно развиваются исследования теории, методики и методологии социальной работы, среди которых ведущее место принадлежит публикациям И.А.Григорьевой, Л.Г.Гусляковой, В.М. Капицина, И.К.Ларионова, В.П. Мошняги, В.А.Никитина, В.Г.Попова, Е.И.Холостовой, Т.В.Шипуновой и др.
Российские ученые также обращаются к исследованию проблем взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы (труды Н.А.Волгина, В.И.Жукова, В.В.Колкова, И.М.Лавриненко, Е.И.Холостовой и др.).
Однако недостаточно исследовано место и роль социальной политики в теории социальной работы. Отсюда вытекает следующая проблема исследования: социальная политика как наука объективно выходит на первый план в теории социальной работы, т.к. в настоящее время представляет собой формирующийся социальный институт, значимость которого возрастает как в силу долговременных тенденций развития цивилизованного общества, так и в результате ситуативных трудностей трансформирующегося российского общества.
Объект исследования: теория социальной работы как система.
Предмет исследования: место и роль социальной политики в системе теории социальной работы.
Цель исследования: обобщение теоретических подходов к проблеме взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы.
Задачи:
Обобщить основные теоретические аспекты теории социальной работы;
Раскрыть сущность и содержание социальной политики;
Проанализировать взаимосвязь социальной политики и теории социальной работы.
Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность
Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Объект и предмет, - основополагающие методологические показатели развития научного знания. На данном этапе развития научного знания, отмечает С.И. Григорьев [20;С.17], самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предмет исследования, специфические методы научного анализа.
Если теория - это научно обоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теория социальной работы - это система взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния социальных служб на них.
В широком плане теория социальной работы - это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.
В более узком, специальном смысле, теория социальной работы - это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.
Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета. В Словаре социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе» [1; С.38].
Социальные явления, процессы и отношения являются объектом научного внимания других наук: философия, история, социология. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, «срез», определенного типа отношения. Предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, социальной группе.
Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователями рассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом - социальные проблемы. Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--