Курсовая работа: Социальная работа как общественное явление
Содержание
Введение
Глава 1. Становление социальной работы
1.1 Понятие социальной работы
1.2 История возникновения и развития социальной работы
Глава 2. Социальная работа как общественное явление
2.1 Социальная работа как профессиональная деятельность
2.2 Социальная работа как практическая реализация философии прав человека
2.3 Нравственно-гуманистический характер социальной работы
2.4 Социальная работа в поисках нового качества социальной политики
2.5 Социальная работа как наука
2.6 Социальная работа как учебная дисциплина
Заключение
Список использованной литературы
Введение
23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России накануне нового тысячелетия? Что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? Каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всеми этими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человека с его горестями и проблемами – того самого человека, во имя и для которого начиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системы социальной работы/педагогики в России.
Итак, что такое социальная работа? До сих пор в науке нет единства мнений по этому вопросу. Ясно одно: суть социальной работы несводима к пониманию её только как одного из видов помощи или к части социальной системы всего общественного устройства, или же к теоретическим исследованиям специфики оказываемой помощи и способам ее организации.
В данной работе мы рассмотрим историю развития и становления социальной работы как общественного феномена.
Курсовая работа состоит из 2 глав, 1 глава раскрывает понятие социальной работы и историю ее развития, а 2 глава раскрывает все аспекты социальной работы.
Актуальность данной темы в том, что институт социальной защиты и социальной работы выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития.
Глава 1. Становление социальной работы
1.1 Понятие социальной работы
Социальная работа есть специфическое общественное явление, которое может быть охарактеризовано следующим образом:
1) Вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения и реформирования отдельных элементов социальной системы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению социальных и гуманитарных проблем.
2) Теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях.
3) Учебная дисциплина многоуровневого характера; она преподается в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего социального работника с устойчивой установкой на самовоспитание, в обучении теоретическим знаниям и передаче необходимых навыков и умений, системы существующих в социальной работе технологий.
Социальная работа – одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действий (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной или реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения. Границы социальной работы как сферы социального действия могут быть определены лишь в конкретных пространственно-временных координатах, поскольку на профессиональном уровне социальная работа во многом ограничена рамками, предопределенными социальной политикой конкретного государства в конкретный временной отрезок своего исторического развития. Социальной работе свойственна преемственность, которая обусловлена тем, что социальные и гуманитарные проблемы в обществе, а также теоретические и практические подходы к их разрешению возникают параллельно с развитием как самого общества, так и отдельных личностей, его составляющих. Сфера социальной работы расширяется одновременно и соответственно с расширением и усложнением характера и масштабов социальных связей в обществе.
Социальная работа как профессиональная деятельность обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога, юриста и др.). Одна из основных отличительных черт – сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, свойственных другим видам помогающих профессий, и в этой связи акта принятия решений в процессе действия, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений.
Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Это означает, что социальная работа не может обладать высокой степенью престижности и приносить большие доходы профессионалам – социальным работникам, тем более в условиях рыночной экономики и влияния в обществе как либеральной, так и консервативной идеологии. К социальной работе часто ошибочно относят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб или благотворительных организаций, чей труд обычно не требует высокой квалификации соответствующей подготовки по программам высшего или среднего специального образования, в то время как профессиональные услуги специалиста социальной работы, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психолога или педагога, специалиста-менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегося организацией социально-аналитической, исследовательской или прогностической деятельностью, требуют основательной теоретической и практической базовой подготовки.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--