Курсовая работа: Социальная успешность как результат социализации
В современной социологии наряду с другими существуют два основных подхода к методам получения первичной социальной информации:
· количественный;
· качественный.
Различие между ними состоит в том, что методы получения исходных данных прямо зависят от представления о самом предмете социологии: либо это, познание обыденной жизни людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям, либо анализ поведения людей в тех или иных ситуациях.
На пороге двадцать первого века социологи пытались изыскать методологию, интегрирующую оба подхода к предмету и соответственно интеграционную методологию полевого исследования.
В середине шестидесятых годов прошлого столетия в западной социологии использование «жёстких» количественных методов достигло своего апогея. Основная часть публикаций в ведущих социологических журналах опирались на количественные методы анализа. Исходя из методологических соображений, использование этих методов не всегда являлось оправданным. Макросоциологические теории не могли должным образом объяснить «человеческую сущность» социальных явлений и процессов. Многие социологи отказались от использования таких методов «в чистом виде».
Современная социология переориентировалась от рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию локальных сообществ, специфики меньшинств и каждодневной социальной практики людей; от макро- к микроанализу социальных явлений.
В наше время принято считать, что необходимо приблизиться к адекватному пониманию смысла, которые человек вкладывает в различные суждения и действия.
В наше время, как и ранее, очень широко используются количественные методы сбора первичной социальной информации.
В «жёсткой» методологии количественного подхода применяются многочисленные способы сбора материала, которые обычно группируются в три основных раздела:
1. Прямое наблюдение
2. Анализ документов
3. Опрос
Существует два метода сбора первичной социальной информации, а именно:
1. Метод прямого наблюдения;
2. Метод анализа документов.
У этих методов есть свои преимущества и недостатки, постараемся выявить проблемы, связанные с применением каждого из этих методов, а так же укажем пути решения или предотвращения данных проблем.
Глава I. Методы проведения исследований
1.1. Метод прямого наблюдения
Под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы. В широком смысле слова любое научное знание в основе своей содержит наблюдения. Наблюдение – есть той базой, на основе которой можно делать выводы. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других – пользуемся данными наблюдений других лиц. Правда, наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики. Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода:
1. научное наблюдение подчинено главной задаче исследования. Это не просто беспорядочный и хаотичный набор случайных впечатлений, а процесс определенным образом целенаправленный.
2. наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре: устанавливаются определенные сроки и средства сбора этой информации.
3. данные научного наблюдения записываются в определенные документы-дневники наблюдателя, протоколы. Эти материалы и записи носят упорядоченный характер.
4. наблюдение как метод сбора информации в социологическом исследовании должно контролироваться и проверяться с точки зрения критериев надежности и обоснованности получаемых данных.
Немаловажным в понимании этого явления является и классификация наблюдения, которая в свою очередь производится на различных основаниях.
Наблюдения разделяют по степени формализованности:
· неконтролируемое (или не стандартизованное, бесструктурное);
· контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения.
В первом случае используется общий принципиальный план, а во втором – регистрация событий по детально разработанной процедуре.
В зависимости от степени местоположения наблюдателя различают:
· соучаствующее (или включённое) наблюдение;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--