Курсовая работа: Социально-личностное развитие слепоглухих детей
Содержание
Введение
1. Теоретическое обоснование проблемы социально-личностного развития слепоглухих детей
1.1 Понятие о сложной структуре дефекта. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха
1.3 Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей
1.4 Современные подходы в решении проблем социально-личностного развития слепоглухих детей
2. Специальная организация обучения слепоглухих детей как фактор их социально-личностного развития
2.1 Определение задач и содержания социально-личностного развития слепоглухих детей в процессе их обучения и воспитания
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка
2.3 Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками
2.4 Коррекционно-развивающая работа по развитию самосознания и формированию образа самого себя
Заключение
Список литературы
Введение
Слепоглухота является одним из видов сложного нарушения развития. Слепоглухой ребенок лишен важнейших средств контакта с окружающей средой – зрения и слуха и, что существеннее всего, лишен словесной речи. Ребенок с таким нарушением оказывается «отрезанным» от всего мира, слепоглухота изолирует ребенка от общества, затрудняя его физическое, психическое и социально-личностное развитие. Круг людей, общающихся с ним, очень узок, в то время как рядом существует большой мир, не знакомый и малодоступный для познания. Самостоятельно, только собственными усилиями ребенок не может войти в контакт с окружающей его социальной средой и не может приобрести о ней конкретных представлений.
Проблема социально-личностного развития ребенка стоит очень остро. Нарушения зрения и слуха мешают ребенку познавать окружающую действительность, приобретать социальный опыт, получать навыки трудовой деятельности. Важное значение для социального и личностного развития такого ребенка имеет общение со взрослыми и другими детьми. Но нарушения зрения и слуха чаще не сближают детей и взрослых, а, наоборот, отталкивают. Многие родители, узнав, что их ребенок слепоглухой отказываются от него. Следовательно, ребенок попадает в детский дом или интернат, что неблагоприятно отражается на его развитии. Из-за малого контакта ребенка с родителями у него возникает недоразвитие речи как средства общения. Он становится замкнутым, неуверенным в себе, его самооценка падает, нарушается эмоционально-волевая сфера.
Известно, что самое трудное не слепоглухота, а отношение нормально развивающегося ребенка к слепоглухому. Дети с нарушениями развития очень болезненно воспринимают негативное отношение к ним со стороны их сверстников, особенно, если потеря зрения и слуха произошла в более позднем возрасте.
Из-за трудностей взаимодействия слепоглухого ребенка со взрослыми и другими детьми у него не формируется образ своего «я», не происходит личностное осознание себя, своего места в обществе.
Исходя из выше сказанного, встает необходимость коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление описанных трудностей, с которыми сталкиваются слепоглухие дети.
Таким образом, объектом данной курсовой работы является психология лиц с нарушениями зрения и слуха. Предметом – выступают дети с нарушениями зрения и слуха.
Цель данной работы – выявить особенности социально-личностного развития слепоглухих детей.
Основными задачами работы являются:
· Определение основных причин недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей.
· Выявление наиболее рациональных подходов в решении проблем социально-личностного развития слепоглухих детей.
· Определение путей коррекционной работы по формированию взаимодействия взрослого и ребенка, а также ребенка со сверстниками.
· Определение путей коррекционной работы по развитию самосознания и формированию образа самого себя.
1. Теоретическое обоснование проблемы социально-личностного развития слепоглухих детей
1.1 Понятие о сложной структуре дефекта. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--