Курсовая работа: Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Костромской государственный университет
им. Н.А. Некрасова
Институт педагогики и психологии
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Курсовая работа
Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи
Кострома 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Специфика воспитания подростка в многодетной семье.
§ 1 Семья как институт социализации
§ 2 Специфика процесса воспитания в многодетной семье
§ 3 Специфические особенности подросткового возраста
Глава 2. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи.
§ 1 Категории «социально-педагогическое сопровождение» и «поддержка»
§ 2 Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В современном мире необходимо оказание социальной и психолого-педагогической поддержки семье т.к. любое общество, независимо от его социально-экономического и политического устройства, заинтересовано в успешном воспитании и социализации подрастающего поколения, а, как известно, семье принадлежит ведущая роль в осуществлении этих функций. Семья – важнейший феномен, сопровождающий ребенка в течение всей его жизни.
Преобразования социально-экономических и духовно-нравственных отношений в современной России в первую очередь коснулось семьи как социального института, что привело к нарушению ряда важнейших функций семьи, таких как воспитание, социализация подрастающего поколения, обеспечение эмоциональной защищенности и безопасности детей. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а так же отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации.
В Конвенции о правах ребенка прописано, что «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества» [14]. Таким образом, семье необходима поддержка, особенно нуждаются в ней многодетные семьи, имеющие более низкий, по сравнению с другими, материальный достаток, испытывающие затруднения в воспитании детей разного возраста. Многовариативные межличностные отношения в системах «подросток - родители», «подросток - братья-сестры», выступающие в роли особого социализирующего фактора, могут смягчать или, напротив, драматизировать ситуацию в многодетной семье.
Современные исследования показывают, что наибольшие трудности в процессах социализации в многодетной семье испытывают дети подросткового возраста. Проблемы подростка в многодетной семье могут быть связаны:
во-первых, с особой позицией родителей, считающих подростка достаточно взрослым, менее нуждающимся в защищенности, любви, привязанности, чем младшие дети;
во-вторых, с очередностью рождения детей, в связи, с чем подросток может испытывать перегруженность ответственностью за младших братьеви сестер, ревность и соперничество по отношению к ним;
в-третьих, с недостаточной психолого-педагогической осведомленностью родителей о проблемахсоциализации подростка, связанных с фактором многодетности, и способах их решения.
Необходимость работы с семьей является очевидной. Специалисты, оказывающие помощь семьям, для того, чтобы она была эффективна, должны обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, четко соблюдать этапы и технологию социально-педагогического сопровождения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--