Курсовая работа: Социальный статус и социальные роли
Содержание
Введение
1. Понятие и определение социального статуса
2. Понятие и определение социальной роли
Заключение
Список литературы
Введение
???? ???????? ??????????? ??????? ? ?????????? ????? ? ?????? ?????? ??????????????? ?? ?????? ???????? ??????? ??? ????? ????????? ?????????? ?.?. ????????? ?????? ???????????, ??????? ????????????? ??????????? ?????????? (?????????) ????????? ???????????????? ??????? ??????? ??????? ?????????????? ? ??????????? ??????????????? ?????. ????????? ?? ???????? ? ??????????????? ? ?????????? ?????? ? ??????????? ???????? (?????, ???????? ????????? ? ??.). ?????? ???? ??????????? ?????????? ?????????????? ? ?????? ?????????? ??????? ? ? ??????? ??????, ???????, ?? ????? ???? ??-???????, ??? ??? ??? ?????? ??????????????? ???? ????????? ??????? ?? ??????????????? ? ???????, ?? ???????? ???????? ?????????, ????????? ? ??? ??? ???? ???? ?????????? ??????????.??? ??????? ?? ????????? ???????, ??????????? ? ?????????? ?????????????????? ???????????????. ? ????? ? ???? ??? ?????? ??????? ????????? ????????? ???? ? ???????????? ?????????? ???????. ??????????, ??? ? ????????? ?????? ?? ????????? ???????? ??????? ?????????? ??????????????.?????? ???????, ????????? ? ??????? ?????????? ??????????????, ?????? ????????? ???????????? ?????????? ???????: ??????? ? ???????????, ??????? ? ???????, ??????????????? ? ?????????????? ???????????? ? ????????? ?? ? ?.?.??? ?????????? ?????????? ??????? ? ???? ?????????? ?????????????? ?? ???????? ?????????? ???????????? (??????????????) ???????????; ?????? ? ??? ??????? ?????????? ????????????? ???????, ????????????, ????????? ????????????. ???????, ???????? ?? ??? ???? ???????, ? ?????? ??????? ?????????????? ???????? (??? ?????????? ??) ???????????? ?????????? ??????? ? ??? ??????? ?????????? ?????????? ????????.1. Понятие и определение социального статуса
?????? (?? ???. ? ?????????, ?????????) ?. ???????: ???????(status). ?????????? ????????? ??? ???????, ??????? ???????? ???????????? ?????? ????????? ?? ????????? ?????? ????????. ????????? ?????? ?????? ??????????? ????? ?????? ????? ? ????????? ?????????, ???????????? ??? ????????? ?????? ??????. ????????? ?????????? ????? ???? ??? ???????????, ??? ? ?????????????????????? ?????? ? ???????? ??????????????? ?????????? ??????? ? ?????????? ??????? ??????????????. ?????????? ?????? ????? ????????? ?????????????? ???????, ?????????????-???????????????? ????????? ? ??????????????????? ?????.??????? ????????? ?????????????? ??????? ????????, ??? ?????????? ?????? ?????????????, ????? ?????, ???????????, ??????????, ?????????? ???????????? ?? ????, ??? ????????? ?? ??? ???? ???????.?????? ???? ????, ???????????? ??????????, ? ????? ????, ? ??? ??????? ?????? ?????????????????, ???? ???????????, ? ??? ????????? ? ??? ??????????, ??????? ??? ?????????? ?????????? (????????????) ??????????? ??????? ? ??????? ????????? ??????? ??????????? ????????????.??????? ??????????????????? ????? ????????, ??? ?????????? ?????? ????? ???? ?????????: ???????, ????, ?????????, ????????, ???, ???? ? ?.?. ?? ? ?????????? ??? ????????? ??????????? ???? ????????, ???????? ?????? ????? ? ??? ????????? ?? ?????? ??????????? ?????, ?? ? ???????????? ????????????? ?????????, ??????????? ?????????????? ? ?? ??????, ????????????, ??????????? ??????????? ?? ?????????.??????? ? ?????????? ????? ?????????-??????????? ???????? (?????????, ?????????, ??????????? ?????????) ????????????? ? ???????? ? ????????? ??????????????? ????????? ? ???????? ?????????????? ????????? (?? ??????????? ??? ?????????): ?????? ????? ????????, ???????????, ???????????, ??????????, ??????????, ???? ?? ???????????, ??? ??? ? ? ??? ??????????? ? ?. ?.Еще одной характеристикой статуса является статусно-ролевая теория личности. Это соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности. Она разработана американскими социологами Р. Минтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, и описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль - это динамическая характеристика, определяющая как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Другими словами, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
??????, ??? ????????? ?????????????? ? ?? ?? ?????, ????????? ?????? ?????????? ??????? ?????? ????????. ???? ?? ??????????? ? ?????? ???????; ???????? ???????? ???????????? ??????, ??? ?????????? ??????? ?????????? ???? ??????? ?? ???? ????.??? ??? ?????????? ??????? ??????? (??????????? ??-??????? ? ???????? ??????????). ? ??????????? ?? ????????? ??????????? ??????? ? ???????? ???????????? ????????? ?????? ????????, ???????? (????????) ??????????????? ??????????? ?????????? ????? ? ???????????. ????????, ?????? ????????? ????????? ???? ??? ????????????? ??????? ?????.????? ???????, ??????? ??????? ?? ????????? ?????????? ??????????, ?????????????? ? ??????? ?????? ?? ?????????? ??????, ???????? ?????? ??? ????????? ???????.??? ???????? ????????????, ?????????? ???? ?????????. ??????? ????? ???? ???????????????? ??? ??????????????????. ??????, ??? ???????, ????? ??????????, ???????? ??????? (?????? ????????? ???????, ??????????? ?????? ? ?.?.). ???????, ?????????? ???????? ??????, ???????? ????? ???????????? ???????, ????????????, ?????????????? ? ?????????????. ???????? ?????? ????????? ? ?????? ?????????? ??????????, ????? ? ????? ???????? ???????????? ??? ?????????????????? ????????? (?????? ?????? ???????? ??????, ????????????? ?????? ?????????? ? ?.?.), ??????? ?????, ??? ???????, ????????? ????????, ??? ????? ?????????? ??? ?? ??????????. ?????, ???????????, ?????????? ????????? ??????? ???????? ?? ?? ???????, ???????????, ? ?? ???????????? ??????, ??? ??????? ?? ?????? ???????. ?????? ?????????? ????? ??????????? ???????????????? ????????? ? ??? ?????? ?????????? ??????????? ???? ???????????? ??????? ????????, ???????, ????? ??????? ???????? ????? ? ??????????. ?? ????? ??? ?????????? ?????????, ??? ???????, ??????????, ?????????????, ????????, ???????? ????????????? ????????? ??? ?????????? ???????????? ????????. ?????? ??????? ????????, ?????????, ????????, ?????????, ????????, ?????????, ???????????, ????????? ????????????, ??????????, ?????, ? ?.?. ??? ???????, ??? ????????? ?????????. ????? ? ??????????? ????????? ????? ?????????? ???????? ????? ????? ?? ??????????????. ???, ?????? ?????? ??????????, ??????, ? ?????????. ?? ??? ????. ???? ?????? ?? ?? ???????, ? ?? ?????????????? ????? ????????? ? ????????. ??? ?????? ??????? ???? ?????????? ????? ?????? ? ????? ??????? ????????, ? ??? ????????? ?????? ????????? ? ???. ????? ???????, ??????? ????? ???????? (???????????? ??? ?????????????????) ? ?????????? (???????? ?? ?????? ?????????) ???????.??????? ????? ???? ????????????? (?????????????) ? ???????????? (?????????????) ???????. ???????????? (????????????) ?????????? ?????? ????????? ?????????, ?????????? ?? ?????? ? ?????? ????????. ?? ??????????????? ?????????? ??????????????, ?????? ????????, ?????? ? ?. ?. ????????, ???????, ????????? ? ?????? ?????? ????, ??????????? ?????? ?????. ????, ???????? ? ????? ????????????? (???????) ?????? ??????????? ?????? ???????? ?????????. ?? ???? ???????????? ?????????? ?????? (?????? ?? ????? ???????, ????????????? ? ????????????), ??? ???????, ????????????? ?? ???????? ? ??????????????, ???, ??????????? ?????????, ?????????? ?????????????? ? ??. ????? ???? ? ?????? ???????????? ??????? ? ???????. ????????, ??? ???????????? ?????????? ?????? ????? ? ???????????? ???? ?????? ?? ???????? ????????.???????????, ????????????? ?????????? ?????? ???????????? ???????? ?????? ????????, ??? ?????????? (????????, ????????, ????????, ??????, ??????, ????????), ?.?. ?????? ??? ?????????? ???????? ?????????? ????????? ??????????? ??????.?????? ????????? ????? ???????? ?????????? ??????? ???????????? ???????. ??????? ?????????????? (?.?. ??????????? ???????????? ?????? ? ??????????? ???????????? ????????) ???? ? ?????? ?????? ??????????? ??????????? ?????? ?????????. ????????? ??????? ???????? ???????????? ? ??????????? ????????. ????????, ????????? ??????? ??????? ?????????????? ???? ???????? ???????????. ?? ??????? ?????????? ????? ?????? ???????? ????????, ????????? ??? ????????? ? ???? ????????, ??? ???????????? ??????.? ???????????? ????????, ??? ?????????? ?????????? ???????? ?????????? ??????????????, ???????? ??????? ???????? ????? ????????????, ??????????? (? ?? ???????????) ????????.? ???????? ????????? ??????????????, ??? ???????? ????????????? ???????, ?????????? ????? ?????? ???????? ??? ??????? ????????? ??? ?????????-????????? ??????????. ? ??????, ? ??????, ? ??????, ? ?????? ??????? ???? ????????? ???????????? ? ??????? ????? ????? ? ????, ????? ?? ?????? ?? ?????.?????? ? ??????? ?????? ???????? ???????? ?????? ??????????????? ??????? ?? ????????. ?????? ?????????????? ??????? ???????????? ??????????? ?????? ??????????? ? ?????????? ?????? ???????? ??????????? ??????????? ??????????? ??????????? ? ? ??????? ????? ??????????????? ???????, ?????????????? ??? ????????????????????? ? ?????.?????????? ??????, ??? ??????????? ???????????? ????? ? ??????????, ??? ? ??????????? ???????????? ?????????? ????????????. ? ??????? ???????? ???????????????, ???????????????? ????????? ????? ??????.??????????? ???????? ?????????? ?????????, ??? ? 90? ????? ? ????? ???????? ??????????? ????????? ?????????? ? ????? ?????????? ????????, ????? ???, ????????????, ??????????????, ??????????, ?????????? ?????????, ? ?????????? ?????????? ??????, ????? ???, ?????????, ?????????? ???????, ??????????? ????? ????????.? ??????????? ???????? ??????? ???????? ??????????? ??????????? ???????, ????????? ???????? ?? ?????????? ?? ??????????, ? ??????? ??????? ???????????, ?????? ??? ????????????. ?????????? ???? ??????????? ???????? ? ??????????? ???????????? ????? ? ??? ?????????? ?????? ?? ??????????, ???????????? ?????, ????????? ???????? ?????????? ?????????.?????? ? ??? ??????? ?????? ?????????? ???????????? ??????? ? ??????? ???????????????? ?????????; ??????? ???????? ? ???? ?????? ????????? ?? ????????????, ??????? ????????, ? ??? ????????, ?????? ??????????? ????????????, ??????? ??????. ?????????????????-???????????? ???????? ??????????????, ?????????? ????????????? ?????????? ?????, ? ?????????? ???? ?? ????? ??????? ???????? ????????????, ? ??????? ???? ? ????????? ??? ?????? ???????????? ?????????.??????? ????? ????? ????????? ????????, ?? ???? ????? ?????? ???? ?????????????? ??? ????????? ? ???????? ? ??????? ??????, ??? ??????????, ??? ?? ??????? ????????? ? ?????? ????????, ??? ? ?? ?????????? ???????. ??????? ??????? ???????? ??????????? ???????? ??????? ????????, ?? ?????? ??????? ?????? ?????? ????? ?????????? ?, ??? ?? ????? ?????, ?????????????? ???????? ????????? (???? ? ?????, ???? ? ????????).? ??????????? ??????? ?????? ???????? ????? ?????? ????????, ????????? ? ???????, ??????????, ??????? ???????? ????? ????? ????????????? ?????????. ?????? ????????????? ???? ???????? ? ???????????? ???????? ?????? ????? ????? ?????????????? ???????? ? ????? ???????? ???? ????? ?????? ?????????? ???????, ??????????????, ?????????????.?????????????, ??????? ????????? ????????, ????? ???????? ???????? ????????, ??????? ??????????? ? ??????????? ???????? ? ?????? ????????, ? ?????????????, ?????????????? ? ?????? ????????, ??? ?????? ?????.??????? ????????????? ???????? ????? ???????? ? ????????? ?????????. ?? ?????? ?????? ????????, ???????????? ?????????, ??? ??????? ??? ??????? ????????, ????????? ?? ????????, ???????????? ?? ???????????? ????????, ??????? ??????? ??? ???????. ????????, ???????????????, ???????? ? ???????????, ??? ??????? ? ??? ?????????? ?????????????? ? ?????????????, ???????????? ?????????, ????????????? ?? ?????????? ??? ??????? ???????, ???? ?? ????????? ???????, ?? ???? ????????????, ????? ???, ??? ?????????????, ??????? ???????????, ????????.Можно рассмотреть место в иерархии статусов, называемое рангом. Это место в незримой иерархии социальных отношений, характеризующееся общественным мнением, в котором в течение времени вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Ранг бывает высоким, средним или низким.
Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем такого же высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.
????? ???????? ???????, ?????? ????? ?????????? ? ??????????, ??????? (??????, ?? ?????????), ????????? ???????? ?? ?????????? ???????, ????? ?????????? ???????? ?????????? ???????, ???????? ???????? ???????? ?????????? ????????? ?????? ?????????? ??????? ??? ?????, ??? ? ?????? ? ??????? ?????????? ?????????.???????? ????????????? ????????? ????????????? ????????, ?????????? ?? ??????? ???????????? ????, ?????????? ???? ?????????????? ????????? ???, ??? ?????????? ?????? ?????? ??????? ??????, ????????? ?????????????? ???????, ???????? ? ?.?. ?????? ?????????? ??????? ? ?????-?? ???? ????????? ????? ?????????????, ?????????? ????????? ?????????? ???????.????? ????????????? ???????????? ? ???????????????-??????????? ?????????? ???????.???????????? ?????????? ?????? ???????? ???????????? ???????????? ? ???????????? ?????????? ?????????????? ???????? (????????, ???????, ???????, ???????, ?????, ?????? ? ?.?.)???????????????-??????????? ?????????? ?????? ? ??? ???????? ?????? ????????, ??? ????????? ????????, ???? ?????, ?????????? ??????? ?????????????? ???????. ? ??? ??????????? ??????????, ????????????? ? ??????????????-???????????????? ????????? (??????, ???????, ?????????????, ??????????? ????????). ? ???????????????-??????????? ?????????? ???????? ??????? ?????????? ???????? ?????????????? ???????. ?????????? ?? ????? ? ?????????? ??????? ????? ??-??????? ?????????????? ???????????? (?????????????) ? ??????????? ?? ?????????? ? ??????????? ??????? ???????? ???????. ??? ???? ?????????? ?????? ? ????????? ???? (??? ?????? ??????????, ???????), ???????????? ???????, ??? ????????????? ????????? ??????????? ? ??? ????????????.Люди обладают множеством социальных статусов, но понятие «социальный статус» применяется, также по отношению к профессии. В этом случае понятие «социального статуса» выступает, как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессии среди других профессий.
Социальный статус профессии характеризует официальное и (или) неофициальное признание ее необходимости и популярности. Отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную.
Экономическая составляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит, прежде всего, от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении).
Престижная составляющая социального статуса профессии (престижный статус, престиж профессии) определяется содержательностью (долей творческих функций, творческим характером) данного вида труда, степенью популярности профессии, возможностью самореализации личности (успеха, карьеры). В социально-психологическом плане определенное значение (иногда значительное) в утверждении престижности профессии играет мода на "новые профессии".
Статусы, вступая в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Украинец скорее проявит солидарность с украинцем, чем с китайцем или татарином, и наоборот.
2. Понятие и определение социальной роли
???? (?????. role) ? ????? ??????????? ???????????? ?????????? ????????? ?????????, ????????????? ???????? ???????? (??????, ??? ??: ??????,1957).?????????? ???? ? ??? ???????? (???????????), ????????????? ????????? ? ????????, ?????????? ??? ??? ???? ??????. ??? ?? ??????? ?? ????? ????????, ?? ??????? ? ?????????? ??? ?? ?????? ? ?? ????? ????????. ??????? ???????: ????????? ???? ? ??? ????????? ?????? ????????? ??????????????? ????????????? ??????????? ??????? ? ?? ????????? ?? ????????.??? ?????? ?????????? ???? ????????????? ??????????? ????????. ??????? ??????????, ?? ???? ?????????? ???? ?????? ??????? ???? ??????? ??????????. ?????? ????? ?????? ???????? ????????, ??????? ?? ????? ??????? ???? ???????????. ?????? ?????? ??????? ?? ??????? ????????; ???? ?????? ??????? ? ?????? ? ??????????? ???????, ???? ?????? ??????? ? ?????? ??????? ?????????.?????? ?????????? ?????? ?????? ???????? ??? ?????????? ?????. ???????????? ?????, ??????????????? ??????? ???????, ?????????? ??????? ??????? (?.??????, 1957). ??? ????????????? ???? ??????, ? ???? ?? ????????? ? ??????????? ????????, ???????? ????????, ?. ?. ? ????? ???????? ????? ???????? ?????????? ?????. ?????? ??????? ???? ??????? ???????? ??????????. ??? ???????????? ?????? ???????????? ????? ? ?????????, ??????????? ?????.Не менее важной проблемой является обучение ролям. Освоение ролей происходит в процессе социализации, и их число постоянно увеличивается.
Социализация – достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
В раннем детстве человек выполняет одну роль – ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детского сада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.
Вернувшись к тому, что каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
Социальная роль состоит из:
- ролевого ожидания и
- ролевого исполнения (игры).
Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям, интересам и индивидуальным качествам личности.
Ролевые ожидания бывают формальные и неформальные. Наиболее ярким примером формальных ролевых ожиданий являются законы. Например, закон об уголовной ответственности за действия причиняющие ущерб другим людям. Иные ожидания менее формальные – например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, - являются неформальными, но тоже оказывают большое внимание на наше поведение.
Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если происходит невыполнение роли в соответствии с нашими ожиданиями, возникает ролевой конфликт. Несоответствие ролевого ожидания и исполнения ролей, противоречие ролевых ожиданий нескольких ролей (хотя бы двух) вызывает появление ролевого конфликта. Например, родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт - несовпадение ролей - сопровождает жизнь взрослого человека.
Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные вознаграждения (деньги, уважение), несоответствие ролевым ожиданиям влечет за собой наказания (лишение материальных благ, свободы, общественного внимания и др.). Вместе взятые поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации (Гуд, 1960).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--