Курсовая работа: Социология национальных отношений

Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такое этнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что этнография – это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, а также особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литера­туре под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность лю­дей, проживающих на отдельной территории, имеющей свою самобытную культу­ру, язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. ( Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настрое­нием и пе­ре­живаниями, которые аккумулируются в выражении «мы ­группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией.

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социаль­ными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в со­циологии в качестве социокультурных систем, так как этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее сре­ди других социальных образований.

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка является важней­шим критерием идентификации членов этнической группы, то есть опре­деление его как «своего» или «чужого».

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длитель­ную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения – это один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выра­жающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, на­пример, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приго­товления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинс­кой Америке – кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым пове­дением – убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невес­ту «выкуп» – калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета ­обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих на­родов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кла­няться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий раз­говор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические пра­вила, отражающие в значительной мере природ­ные условия обитания эт­носа.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззре­нию. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали пред­ставители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Го­бино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено гене­тически обу­словленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и ду­ховное развитие личности, ее интеллектуальные и твор­ческие способности. Общест­венный прогресс, согласно им, обеспечи­вается главным образом белой, европеоидной расой, а куль­тур­ная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несо­вершенствами их расо­вых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расо­вых пред­рассудков.

В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зре­ния, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интел­лекту­альных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологичес­кий источник, единую био­грамму человека, что дает основание гово­рить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указы­вают на важную роль биологической компоненты в поведе­нии человека, подчеркивают генети­ческую обусловленность отдельных форм поведения. Такая позиция естествоиспытателей поро­ждает споры среди обществоведов, большая часть которых продолжает придержи­ваться тради­ционной позиции социокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубеж­ном обществоведении имеется нема­ло ученых, подчеркивающих определенную роль природно-биологичес­ких факторов поведения. В отечественной этнографии подобную пози­цию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев, развивающий «пассио­нарную теорию этногенеза», заметно вы­деляющуюся на фоне распрост­раненного в нашей этнографии культурологического подхода.

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является со­ставной частью биоорганического мира пла­неты, возникает в определенных географических и климатических ус­ловиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к при­родно-климатическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. «Мы – порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса» (Гумилев Л.Н. Биография научной теории).

Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины гибели одних этносов и зарож­дения других, которые, по его мнению, тради­ционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы яв­ляется присутствие в ее составе "пассионариев" - наиболее энер­гичных, даровитых и талантли­вых людей и субпассионариев, облада­ющих противоположными свойствами. Из этой катего­рии людей форми­руются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «бе­зответст­венность и импульсивность». «Именно эта категория людей погубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев – это результат генетических мутаций в попу­ляции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, соз­даваемой благодаря жизнедеятельности энергич­ных пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ве­дет к вырождению и гибели этни­ческой группы.

Особенно важна роль природно-климатических условий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для того или иного этноса. «В единой системе этносов, например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианским миром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно было пренебречь. Но в системе, условно именовав­шейся «мусульманскими народами», он был на­столько иным, что пере­ход отмечался специально». (Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению).

Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традици­онную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факто­рам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что об­ществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и при­родных факторов в становлении человеческой культуры и общест­ва. Однако подобная позиция недостаточно ар­гументирована, не име­ет строгой эмпирической базы, так как генетический фак­тор оказы­вает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как на­пример, брачно-семейные отношения, особенности роле­вого поведения мужчин и женщин, групповое поведе­ние подростков и т.п.

Типы этносов - племя, народность, нация.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, пре­жде всего в том, что в отличие от этногра­фии, имеющей ярко выраженный исторический и описа­тельный харак­тер, в социологии этнические общности рассматриваются как элемен­ты социаль­ной структуры общества, в тесной связи с другими соци­альными группами – классами, стратами, территориальными общностя­ми и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этнич­ность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным пока­зателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этни­чес­кие группы и отношения анализируются в рамках принятой в социоло­гии концептуаль­ной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней – культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках сис­темно-структурных представлений, а этническая общность – как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социаль­ными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом при­стального изучения этнографов. В социологии эт­нографический материал используется уче­ными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относи­лись к области так называемых «социальных про­блеем», имеющих сугу­бо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За по­следние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин – экономических, политических, социокуль­турных, психологических, демографических и др. во­просы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели та­кую ак­туаль­ность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследова­ний. Волна национально-этнических конфликтов, прока­тившихся по миру в последние деся­тилетия, побу­дила социологов, как впрочем, и представите­лей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических от­ношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс об­разования национальных государств в веду­щих странах мира был завершен. Обострение на­ционально-этнических про­цессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как состав­ное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народ­ность и нацию, различаю­щихся между собой по уровню развития куль­туры, экономики, знаний и др.

Племя – это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кров­нородственными связями между людьми. Племя формируется на ос­нове нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего раз­говорного диалекта, зачатки политической власти (совет старей­шин, вожди и др.), общая тер­ритория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой ис­торической сту­пени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономи­ческого уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сфор­мировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, рели­гиозным сознанием, инсти­тутами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально за­креплен­ных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Россий­ской Феде­рации.

Процесс создания нации , как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее зани­маемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого эт­нического самосознания. Обо­собившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капитали­стической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского кон­тинента - Франции, Германии, Ис­пании и др.. В России подобный процесс образования на­ций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного за­вершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой наци­ональный вопрос стал решаться с пози­ций марксистско-ленинской иде­ологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первосте­пенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе тер­мины «этнический» и «национальный» часто используются как си­нонимы или в словосочетании «национально-этнический».

Этнографы, изучающие быт и культуру различных этнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей тер­ритории существенным признаком этнической общ­ности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда прожи­вают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этниче­ских групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего эт­носа - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители од­ного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных госу­дарств – Франции, Герма­нии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различ­ных этносов. Гра­фа «национальность» во многих западных странах вообще не исполь­зуется, го­ворят о французском, немецком, амери­канском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и поли­тическая ха­рактеристика этнической общности здесь совпадают. ­Тер­мин «американец», например, озна­чает не столько этническую принадлежность сколько гражданство.

2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.

В состав прежнего СССР входили 35 национальных государствен­ных систем (15 союз­ных и 20 автономных республик) и 18 националь­но-государственных образований (8 автоном­ных областей и 10 авто­номных округов). Причем этнический состав в каждой из указанных территориальных образований, как правило, был смешанным, в него входили представители различных этнических групп, хотя их корен­ная нация могла проживать на другой территории. СССР являлся од­ним из самых многонациональных государств мира. Уже сама по себе слож­ность этнического состава народонаселения СССР говорит о гро­мадной научной и политиче­ской значимости изучения национально-эт­нических отношений, резкое обострение которых на­блюдается в пос­ледние годы в связи с общим социально-политическим кризисом и развалом СССР, формированием самостоятельных национальных госу­дарств на территориях бывших республик.

Понятие этнической стратификации выражает социально-этничес­кое неравенство раз­личных этнических групп, их престиж, статус и место в общей иерархии этнических общно­стей. Конечно, этническая стратификация не существует в чистом виде, в таком случае она вы­рождается в простые расовые предрассудки. Этническая стратифика­ция теснейшим образом связана с другими признаками социального статуса человека - доходом, образованием, пре­стижем профессии, объемом властных полномочий и др. Однако было бы неверно выводить эт­нический статус из отдельных измерений статуса, например, эко­номического или политиче­ского, так поступали некоторые представи­тели марксистской концепции и сторонники тради­ционного социологи­ческого подхода к стратификации. Вопрос заключается в том, в ка­кой мере правомерно считать национальность аскриптивным, то есть предписываемым от рождения при­знаком статуса, который раз и нав­сегда определяет положение человека в обществе. Вероятно, этни­ческое измерение статуса играло важную роль в условиях доиндуст­риального общества с присущими ему кастовыми или сословными барь­ерами. В современном промышленно разви­том, демократическом об­ществе этничность как показатель социального статуса сама по себе в чистом виде не выступает, без учета других измерений стратифи­кации – экономических, куль­турных, политических и др. – она не срабатывает, хотя нельзя отрицать ее самостоятельного значения, особенно в условиях обострения межэтнических отношений.

Удобным инструментом для изучения этнической стратификации служит изобретенная в 20-е годы американским исследователем Э.Бо­гардусом шкала социальной дистанции, помо­гающая выявить престиж, или «предпочтительность» представителей различных наций в обще­ст­венном мнении. Подобно другим шкалам она определяет континуум возможных установок представителей одной этнической группы по от­ношению к другой. Респондентам предлагалось ответить на ряд воп­росов, раскрывающих степень доверительности, доброжелательности или, проще, «предпочтительности» по отношению к другим этническим группа. Так, при опросе 1725 американцев об их отноше­нии к англичанам, шведам, полякам и корейцам исследова­телями были сформулированы следующие вопросы, представляющие собой пункты шкалы:

1. возможность установления родства посредством брака

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 143
Бесплатно скачать Курсовая работа: Социология национальных отношений