Курсовая работа: Социология национальных отношений
Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такое этнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что этнография – это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, а также особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. ( Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении «мы группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией.
Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, так как этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее среди других социальных образований.
Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы, то есть определение его как «своего» или «чужого».
Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения – это один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.
В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, например, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приготовления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинской Америке – кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.
В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением – убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту «выкуп» – калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.
В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей).
В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.
Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Гобино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.
В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зрения, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интеллектуальных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологический источник, единую биограмму человека, что дает основание говорить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указывают на важную роль биологической компоненты в поведении человека, подчеркивают генетическую обусловленность отдельных форм поведения. Такая позиция естествоиспытателей порождает споры среди обществоведов, большая часть которых продолжает придерживаться традиционной позиции социокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубежном обществоведении имеется немало ученых, подчеркивающих определенную роль природно-биологических факторов поведения. В отечественной этнографии подобную позицию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев, развивающий «пассионарную теорию этногенеза», заметно выделяющуюся на фоне распространенного в нашей этнографии культурологического подхода.
Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.
Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. «Мы – порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса» (Гумилев Л.Н. Биография научной теории).
Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, традиционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы является присутствие в ее составе "пассионариев" - наиболее энергичных, даровитых и талантливых людей и субпассионариев, обладающих противоположными свойствами. Из этой категории людей формируются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «безответственность и импульсивность». «Именно эта категория людей погубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев – это результат генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря жизнедеятельности энергичных пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к вырождению и гибели этнической группы.
Особенно важна роль природно-климатических условий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для того или иного этноса. «В единой системе этносов, например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианским миром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно было пренебречь. Но в системе, условно именовавшейся «мусульманскими народами», он был настолько иным, что переход отмечался специально». (Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению).
Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традиционную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факторам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что обществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и природных факторов в становлении человеческой культуры и общества. Однако подобная позиция недостаточно аргументирована, не имеет строгой эмпирической базы, так как генетический фактор оказывает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как например, брачно-семейные отношения, особенности ролевого поведения мужчин и женщин, групповое поведение подростков и т.п.
Типы этносов - племя, народность, нация.
Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей ярко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими социальными группами – классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этничность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным показателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этнические группы и отношения анализируются в рамках принятой в социологии концептуальной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней – культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках системно-структурных представлений, а этническая общность – как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социальными институтами.
Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом пристального изучения этнографов. В социологии этнографический материал используется учеными для построения общих теоретических концепций и типологий.
Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относились к области так называемых «социальных проблеем», имеющих сугубо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За последние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин – экономических, политических, социокультурных, психологических, демографических и др. вопросы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели такую актуальность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследований. Волна национально-этнических конфликтов, прокатившихся по миру в последние десятилетия, побудила социологов, как впрочем, и представителей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических отношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс образования национальных государств в ведущих странах мира был завершен. Обострение национально-этнических процессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как составное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.
Принято выделять три главных типа этносов - племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др.
Племя – это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство.
Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально закрепленных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Российской Федерации.
Процесс создания нации , как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского континента - Франции, Германии, Испании и др.. В России подобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой национальный вопрос стал решаться с позиций марксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.
Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе термины «этнический» и «национальный» часто используются как синонимы или в словосочетании «национально-этнический».
Этнографы, изучающие быт и культуру различных этнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей территории существенным признаком этнической общности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда проживают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этнических групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего этноса - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители одного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных государств – Франции, Германии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различных этносов. Графа «национальность» во многих западных странах вообще не используется, говорят о французском, немецком, американском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и политическая характеристика этнической общности здесь совпадают. Термин «американец», например, означает не столько этническую принадлежность сколько гражданство.
2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.
В состав прежнего СССР входили 35 национальных государственных систем (15 союзных и 20 автономных республик) и 18 национально-государственных образований (8 автономных областей и 10 автономных округов). Причем этнический состав в каждой из указанных территориальных образований, как правило, был смешанным, в него входили представители различных этнических групп, хотя их коренная нация могла проживать на другой территории. СССР являлся одним из самых многонациональных государств мира. Уже сама по себе сложность этнического состава народонаселения СССР говорит о громадной научной и политической значимости изучения национально-этнических отношений, резкое обострение которых наблюдается в последние годы в связи с общим социально-политическим кризисом и развалом СССР, формированием самостоятельных национальных государств на территориях бывших республик.
Понятие этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, их престиж, статус и место в общей иерархии этнических общностей. Конечно, этническая стратификация не существует в чистом виде, в таком случае она вырождается в простые расовые предрассудки. Этническая стратификация теснейшим образом связана с другими признаками социального статуса человека - доходом, образованием, престижем профессии, объемом властных полномочий и др. Однако было бы неверно выводить этнический статус из отдельных измерений статуса, например, экономического или политического, так поступали некоторые представители марксистской концепции и сторонники традиционного социологического подхода к стратификации. Вопрос заключается в том, в какой мере правомерно считать национальность аскриптивным, то есть предписываемым от рождения признаком статуса, который раз и навсегда определяет положение человека в обществе. Вероятно, этническое измерение статуса играло важную роль в условиях доиндустриального общества с присущими ему кастовыми или сословными барьерами. В современном промышленно развитом, демократическом обществе этничность как показатель социального статуса сама по себе в чистом виде не выступает, без учета других измерений стратификации – экономических, культурных, политических и др. – она не срабатывает, хотя нельзя отрицать ее самостоятельного значения, особенно в условиях обострения межэтнических отношений.
Удобным инструментом для изучения этнической стратификации служит изобретенная в 20-е годы американским исследователем Э.Богардусом шкала социальной дистанции, помогающая выявить престиж, или «предпочтительность» представителей различных наций в общественном мнении. Подобно другим шкалам она определяет континуум возможных установок представителей одной этнической группы по отношению к другой. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, раскрывающих степень доверительности, доброжелательности или, проще, «предпочтительности» по отношению к другим этническим группа. Так, при опросе 1725 американцев об их отношении к англичанам, шведам, полякам и корейцам исследователями были сформулированы следующие вопросы, представляющие собой пункты шкалы:
1. возможность установления родства посредством брака
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--