Курсовая работа: Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке

Введение 3

Глава 1. Эгоцентризм подростков в теоретическом анализе классиков современности.

1.1. Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов 4

1.2. Подростковый возраст, его особенности и отличительные характеристики. 10

1.3. Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового эгоцентризма. 14

Глава 2. Психологическое исследование эгоцентризма подростков и стилей воспитания в связи с ним.

2.1. Методы и инструменты исследования взаимодействия стилей воспитания и последствий ошибок восприятия и транслирования семейных отношений. 25

2.2. Аналитическое исследование установок и результатов воспитания 27

2.3. Психокоррекционные разработки для устранения ошибок 38

Заключение 46

Библиография 50

Список литературы 51

Приложения 55

Введение

Эгоцентризм грамматически включает в себя два слова, обозначающие «Я» - от латинского ego и «центр, сосредоточение» - от centrum. Вследствие чего понятийно эгоцентризм отображает такое взаимодействие человека и окружающей среды, а также отношение его к миру вообще, которое характеризуется сосредоточением человека на своём образе «Я» в этом мире. Мир рассматривается человеком эгоцентрическим исключительно в контексте собственного удобства и исключительной значимости. Поскольку ничто в человеке не является и не развивается само по себе, а только во взаимосвязи, мы предположили тесное взаимодействие стилей и методов воспитания ребёнка в качестве базы, на которой формируется и проявляется подростковый эгоцентризм. Это положение определено нами как гипотеза исследования.

Актуальность темы очень хорошо проявляется в современных школах всего мира. Мы же рассмотрим два класса средней российской школы, взяв за основу исследования две методики. Одна из них ADOB, или «Подростки о родителях». Другая – тест эгоцентрических ассоциаций ЭАТ, позволяющая выявить уровень эгоцентризма у подростка.

Целью исследования была определена тема соотношения эгоцентризма подростков и стилей воспитания, исследованная на восприятии подростками семейной обстановки и внутрисемейного развития.

Основные задачи исследования выразились в следующих направлениях:

1. Проанализировать в сравнении и обобщении концепцию эгоцентризма в работах отечественных и зарубежных авторов.

2. Использовать методику ADOB в современной средней школе на младших и старших подростках для наблюдения зачатков и укоренений эгоцентризма.

3. Выявить и сопоставить проявления эгоцентризма у подростков разного возраста.

4. Разработать программу психокоррекционной работы с подростками и родителями с целью работы над ошибками родительского воспитания.

Объект исследования – восприятие подростков средней школы себя в развивающемся мире во взаимосвязи с семейными традициями.

Предмет исследования – взаимосвязь в динамике стилей семейного воспитания с формированием эгоцентризма подростков.

Цель работы – экспериментальный анализ на основе восприятия подростками семейных отношений наиболее «эгоцентрических» стилей воспитания, то есть таких стилей воспитания, которые неминуемо или в большей степени приводят к развитию подросткового эгоцентризма и выявление направлений коррекционной работы с подростками и их родителями.


Глава 1. Эгоцентризм подростков в теоретическом анализе классиков современности.

1.1. Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал проблему как определённую интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребёнком себя и окружающего в динамике собственного развития, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздействиями.

«Однако ясно, что с точки зрения генетической необходимо отправляться от деятельности ребенка для того, чтобы объяснить его мысль. А эта деятельность, вне всякого сомнения, эгоцентрична и эгоистична. Социальный инстинкт развивается в ясных формах поздно. Первый критический период в этом отношении следует отнести к 7-8 годам» [1].

Эгоцентризм, таким образом, в работах Пиаже отразился как некая особенность мышления, скрытая умственная позиция ребёнка, выражающаяся в своеобразной детской логике, речи, представлениях о мире, раскрываемая при помощи индивидуальных бесед и проявляющаяся в общении.

Понятие эгоцентризма вводится Ж. Пиаже как характеристика детского мышления на стадии интуитивного интеллекта. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 205
Бесплатно скачать Курсовая работа: Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке