Курсовая работа: Современные методологические аспекты этнографии как науки о народах мира

Введение

Этнология – это область научного знания о народах (по-гречески – этносах), населяющих планету Земля. Именно народы создавали и создают культуры, государства и другие важные для человечества ценности. Взаимоотношение и сотрудничество между народами способствует мирным и добрососедским отношениям между странами, к которым стремится всё человечество.

Народов на Земле тысячи, и все они очень разные – есть среди них такие, которые насчитывают свыше 1 млн. человек, и есть очень малочисленные (меньше одной тысячи человек). Но и те и другие вносят свой вклад в общий фонд развития мировой цивилизации и культуры, все они должны пользоваться вниманием и заслуживать уважения.

Народоведение изучает все народы, населяющие земной шар. Современное население мира насчитывает уже более 6 млрд. человек. Как существа социальные (общественные), люди объединяются в различные коллективы и сообщества.

Один из самых исторически ранних способов объединения людей представляет собой этническая форма общности. Этнические общности или этносы (в качестве синонима можно использовать также понятие народы), складываются исторически на определенных территориях и представляют собой устойчивые множества людей, объединенными одинаковыми языками, культурами, а также сознанием того, что входящие в них люди принадлежат к своим общностям и отличаются от других подобных множеств. Характерные черты этносов, их языки, культуры и иные свойства передаются из поколения в поколение.

Народоведение изучает разнообразные стороны и проявления жизнедеятельности народов. Для изучения народов просто необходимо знать, как и когда возникли народы, чем питаются, во что одеваются, как воспитывают детей, как взаимодействуют с другими народами, какие обычаи существуют в тех или иных этнических общностях. Иначе говоря, в центре внимания этнологии находятся такие вопросы, как:

· Возникновение народов, или этногенез;

· История развития народов, или этническая история;

· Характерные черты материальной и духовной культуры этносов (поселения, жилища, пища, одежда, украшения, устное народное творчество, народное искусство);

· Обычаи, наряды, верования народов и многое другое.

В современном мире всё большее значение приобретает знание о вероятном развитии тех или иных народов в будущем, растет ценность прогнозов, касающихся межэтнических отношений, особенно в крупных городах.

Целью своей работы я ставлю изучить аспекты этнографии как науки. Изучить методы и предмет этнологии, проследить, как развивалась наука, и какие предпосылки послужили для развития данной науки. Просмотреть, как развивалась этнография в России.

Глава I. Этнография как наука

§1.1 Объект, предмет этнографии, функции и основные методы изучения

Этнология – это наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности коллективной взаимосвязи и поведения, взаимосвязь личности и социальной среды.

Определение науки

Традиционно считается, что присутствие в терминах, обозначающих научную дисциплину, греческого графо (пишу) определяет ее как описательную науку, отличную от тех наук, которые обозначены через греческое логос (понятие, учение), и поэтому являющихся теоретическими. По такому значению, что в корне слова данной науки имеет как логос – этнология, так и графо – этнография, это говорит о том, что наука весьма интересна и имеет множество различных подходов к изучению своего объекта, т.е. народа.

Предлагаемое некоторыми советскими исследователями изменение названия «этнография» на «этнология» либо выделение на основе теоретических аспектов этнографии той же «этнологии» не оправдано и не способствует терминологической ясности, так как под термином «этнография» давно уже понимается не столько «народо (этнос) – описание (графо)», сколько «народоведение», что практически является русским переводом термина «этнология».[1]

Следует, однако, отметить, что начиная с 1973 г. Даже в названии международных конгрессов слово «этнографический» было заменено на слово «этнологический». Но суть осталась той же.

Этнография как самостоятельная отрасль знаний возникла почти полтора века тому назад. С течением времени, если учесть, что этнографические материалы накапливались практически на протяжении всей письменной истории человечества, происходили некоторые, а иногда и существенные изменения определения самой этнографической науки. Подобное положение не может восприниматься как следствие неопределенности задач, методов и объектов этнографии, а является всего лишь отражением постоянно и прогрессивно меняющегося уровня этнографических исследований. Такое состояние не уникально; нечто подобное происходит и в точных и в естественных науках.

Если отвлечься от несколько необычного определения этнографии как одной из общественных наук, данного в 20-х годах советским этнографом Л. Я. Штернбергом, современная литература знает два типа определения: энциклопедический (содержащийся в изданиях советской энциклопедии) и методический (изложенный в обобщающих и учебных публикациях). В прежних энциклопедических изданиях излагалось определение, данное этнографии советским ученым С. П. Толстовым:

«Этнография, историческая наука, изучающая путем непосредственного наблюдения культурные и бытовые особенности различных народов мира, исследующая исторические изменения и развитие этих особенностей, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этническая география) и культурно-исторических взаимоотношений народов» [2] .

Во втором издании «Большой Советской Энциклопедии» в 1957 г. М. Г. Левин так писал об этнографии: «Этнография – отрасль истории, исследующая культурно-бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии, изучающая проблемы происхождения и культурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливающая историю их расселения и передвижения».

Как можно видеть, подобное определение мало отличается от определения С. П. Толстова.

В 1976 г. В «Советской исторической энциклопедии» Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев фактически избегают давать определение науки, констатируя лишь объект ее исследования, предмет и метод. Они пишут: «Этнография… общественная наука, основным объектом изучения которой являются народы – этносы, а также другие типы этнических (этнографических) общностей… Этнография изучает сходство и различия образа жизни народов (этнических общностей), их происхождение (этногенез) и расселение, а также культурно-исторические взаимоотношения. Основной предмет этнографии составляют характерные, традиционные черты повседневной бытовой культуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический, этнический облик…

В качестве главных источников используются, прежде всего, данные, полученные методом непосредственного наблюдения современной жизни народов. Сопоставляя материал прежних свидетельств с современными фактами, этнограф воссоздает картину исторического развития быта и культуры данного народа или группы народов. Этнографии присущи комплексный подход к предмету исследования и использование данных, полученных смежными дисциплинами, как гуманитарными, так и естественными, со многими из которых она тесно связана.

Этнография ставит и решает весьма различные проблемы, как чисто познавательные, так и практические: одни из них касаются прошлого, другие – современного»[3] . Продолжая характеризовать этнографию, Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев излагают важнейшие проблемы, решаемые этнографами нашей страны. Данное толкование в значительной степени является расширенным комментарием к прежнему определению С. П. Толстова (с тем существенным дополнением, что в него вошло изучение и исторических этнических общностей, которые нельзя наблюдать «непосредственно», а судить о которых можно по различного вида письменным и вещевым источникам, элементам традиционной культуры). С другой стороны, как и первое определение, оно носит некоторый административный характер, т. Е. в значительной степени совпадает с планами научной работы ведущего этнографического центра страны и посему подвержено любым изменениям в результате изменения самой тематики исследований.
Видимо, ощущая подобную зависимость, С. А. Токарев в 1968 г. Привел в учебном пособии «Основы этнографии» более обобщенное определение: «Наиболее простое и в то же время точное определение этнографии:

Этнография – это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру», [4] а Ю. В. Бромлей в 1973 г. В книге «Этнос и этнография», обобщающей проблематику советской и мировой этнографии, определяет этнографию как «науку об этнических общностях», добавляя при этом, что «понимание этнографии как науки о народах предполагает, что основная ее функция – исследование этого своего главного объекта во всем его многообразии. Так как этносы представляют собой отличающиеся друг от друга динамические системы, этнография прежде всего исследует сходство и различие между народами, а также изменение их характерных черт во времени, т. Е. этнические процессы».[5]

Шло время, и уже в третьем издании БСЭ (1978 г.) Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев дают более краткое определение этнографии, правда, фактически повторяя самих себя: «Этнография… общественная наука, изучающая народы – этносы и другие этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет этнографии составляют черты традиционной, повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик»http://www.ethnos.nw.ru/doc/its01/its01_1.htm - rem_6#rem_6. В советском Энциклопедическом словаре 1980 г. Указано: «Этнография, этнология, народоведение – наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселение (этнография) и культурно-исторические взаимоотношения народов».[6]

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 245
Бесплатно скачать Курсовая работа: Современные методологические аспекты этнографии как науки о народах мира