Курсовая работа: Современные подходы к пониманию государства и права
1. Содержание
2. Теории происхождения государства
3. Понятие, признаки и функции государства
4. Правовое государство
5. Теории происхождения и сущность права
6. Заключение
7. Литература
Теории происхождения государства
В процессе длительного, но неуклонного развития общества создавались предпосылки для его качественного преобразования. Общественное разделение труда влечет раскол общества на экономически неравные группы (классы) людей и порождает власть. Этот процесс послужил особенностью возникновения государства.
Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и социальный аппарат принуждения.
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило разные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.
Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она объясняет возникновение и существование государства Божьей волей. Согласно теологическим учениям, государство является воплощением божественного провидения. Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.
Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху Средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX—Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, в соответствии с которой для защиты христианства Богом были даны церкви два меча. Церковь оставила себе один меч, а другой передала монарху, поэтому он должен подчиняться церкви.
В России сторонником власти церкви был Иосиф Волоцкий, он считал власть правителя божественным избранием.
Материалистическая теория исходит из того, что государство возникло в силу экономических причин в результате раскола общества на классы.
Идейные истоки теории насилия зародились еще в эпоху рабовладения. Ее смысл научно обоснован в 19-20 веках и состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государств является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Характерные черты этой теории изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского.
Последователи договорной теории считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди сознательно передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и обеспечивать безопасность. Таким образом, сознательная деятельность стала причиной образования государства. Некоторые аспекты данной концепции нашли свое реальное воплощение е практике государственного строительства. Примером могут служить Соединенные Штаты Америки, которые в своей конституции закрепили договор между народами, входящими в их состав, и определили цели этого договора: утверждение правосудия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию. Союз Советских Социалистических Республик был образован также на основе договора между республиками.
Современная точка зрения на генезис государства позволяет сделать следующие выводы:
Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике, вызванного изменениями материальных условий жизни общества, необходимостью учета вклада каждого общинника в работу, распределения произведенных продуктов, организации ирригационных работ и др. Оно не навязывается извне.
Образование и развитие классов и государства идут параллельно. Не только классы вызвали появление государства, но и государство стимулировало появление классов — слоя учетчиков, управляющих, обладавших умением организовать земледельческое производстве, передающих эти знания и должности по наследству, соблюдающих обычаи общества.
В возникновении государства сыграл роль территориальный и экологический фактор.
Процесс образования государства у различных народов идет по-разному, он знает и возвратные процессы, подвержен субъективному воздействию, в том числе и случайностям.
Понятие, признаки и функции государства.
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению наиболее значимых признаков государства. Древнегреческий философ Платон определял государство как форму организации общества, устремленную к идеалу, наилучшему общежитию людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать тождество нравственности, справедливости и духовности.
Считается, что термин «государство» вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли (XVI в.).
Многие исследователи подчеркивали, что государство — это объединение, людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, использующие право и способное применять принуждение.
Характеристикой государства является и время, так как государство существует не вечно, оно существует в пространстве и времени. Традиционно теория государства включают в понятие «государство» следующие признаки:
1. Территория – это основа государства, его физическая опора. Количество территории ограничено наличием государственных границ. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления публичной власти и одновременно означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на, то государственных властей или нарушение границ оценивается как акт агрессии.
2. Население- это человеческое сообщество, проживающее на территории государства.
3. Публичная власть — один из ведущих признаков государства. Государственная власть, выступая в роли арбитра между различными слоями и группами населения, приобретает политический характер. Но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Исполнение властных полномочий возложено на отдельную личность (президента или монарха) или на какой-либо орган, но они действуют от имени государства.
Для государственной власти, осуществляемой комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат, характерны: всеобщность, универсальность, общеобязательность. Устойчивость государственной власти зависит от ее легитимности: законности, ее поддержки населением, ее международное признание.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--