Курсовая работа: Современные взгляды на право и государство, их происхождение и роль в обществе
Тема: "Современные взгляды на право и государство, их происхождение и роль в обществе"
СОДЕРЖАНИЕ
1. Взгляды на право и государство
1.1 Концепции правопонимания
1.2 Подходы к пониманию сущности государства
2. Происхождение государства и права
2.1 Теории происхождения государства и права
2.2 Современные взгляды на происхождение государства и права
3. Роль государства и права в обществе
3.1 Роль государства
3.2 Роль права
Список использованной литературы
1. Взгляды на право и государство
1.1 Концепции правопонимания
Причина разнообразия взглядов на то, что такое право, заключается в невозможности выразить одним определением все специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права.
Существует 2 типа правопонимания:
a) Юридический (право по содержанию больше закона, это совокупность объективных экономических, социальных, политических факторов),
b) Легистский (право равно закону, это воля государства).
Юридические концепции:
1. Теологическая (Ф.Аквинский, Августин). Сущность права выводится из религиозных догматов, миром управляет вечный закон – божественный разум. Он проявляется в естественном законе, который является основой закона человеческого. Необходимость подчинения позитивного права официальной церковной доктрине. Неотомизм – современное учение о праве, основанное на религиозной доктрине (Маритен, Месье, Хейвс): божественный закон призван устранять несовершенство закона человеческого.
2. Антропологическая (Хоубел, Малиновский): доказывается существование права на самых ранних этапах развития человеческого общества. Право – система норм, которая существует внутри той или иной социальной общности и опирается на публично признанный авторитет.
3. Насилия (Каутский, Гумплович, Дюринг, Шан Ян): право – способ давления на порабощенное племя, но не единственный и не основной. Монополия но легитимное насилие и сегодня атрибут государства.
4. Психологическая (Петражицкий, Кнапп): право – совокупность элементов субъективной человеческой психики. Право бывает официальное (то, что установлено государством) и неофициальное (личные переживания людей и определенные эмоции). На первый план выходят личные установки индивида, их эмоции, побуждающие его совершать определенные действия.
5. Социологическая (Паунд, Левеллин, Эрлих): право следует искать не в нормах, а в поведении субъектов правоотношений. Сама же по себе правовая норма лишена активной роли.
6. Социальная (солидаристская) (Леон Дюги): в основе – идея сотрудничества в осуществлении власти различными социальными группами, которую должен осознать каждый член общества. Право – средство достижения социальной гармонии, устранения социальных конфликтов.
7. Естественно-правовая (Гроций, Локк, Монтескье, Руссо, Радищев): право состоит из позитивного и естественного (это совокупность прав, которыми люди обладают от рождения). Позитивное право вытекает из естественного, оно признается, если ему не противоречит.
8. Марксистско-ленинская (Маркс, Энгельс, Ленин, Морган): право – возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса. Право – часть надстройки над экономическим базисом общества.
Классической наукой Теории государства и права за основу принята позитивистская концепция правопонимания, т.е. право – это результат правотворческой деятельности государства; это совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных возможностью применения мер государственного принуждения. Так, сторонник данной теории Г.Кельзен игнорировал связь правовой нормы с материальными условиями жизни общества, интересами индивидов. Он подчеркивал только то, что право - иерархическая система норм в виде лестницы, где верхние обусловливают нижние, а нижние оправдывают верхние.
1.2 Подходы к пониманию сущности государства
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--