Курсовая работа: Специфика деятельности социального педагога в школе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних
Содержание
Введение
1. Безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема
2. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних как направление работы социального педагога общеобразовательной школы
3. Описание опыта работы социального педагога МОУ СОШ №__ по профилактике безнадзорности несовершеннолетних
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Актуальность темы работы заключена в том, что сегодня, как никогда в России, остра проблема детской безнадзорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании, токсикомании, преступности и бродяжничества.
Проблемы детской безнадзорности приобрели угрожающий характер. Число безнадзорных детей из года в год неуклонно растет, и уже достигло астрономической величины - по данным разных источников их количество в 2009 году составляет от 3 до 5 млн. человек.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации с положением детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.
Изучая факторы или причины, определившие в сознании детей установку на бродячий образ жизни, авторы доклада, как было указано, выделяют, прежде всего, тяжелое материальное положение семей, в которых родители не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс. Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в семье и поведение старших членов семьи.
Конфликты с родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми – вторая основная детерминанта.[1] Если она сопровождается неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома. «Из-за ссор с родителями» стали бродягами 24 % мальчиков и 21 % девочек. 13 % девочек и 12,7 % мальчиков считают неудачи в школе основной причиной ухода из дома.
Острой остается проблема детей, оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей. Не снижается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также массовое внутригрупповое насилие в молодежной и подростковой среде. Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступности молодежи, повышение степени е общественной опасности, появление новых форм преступного поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в регионах, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с молодежной преступностью, убедительно свидетельствуют, что общество и государство далеко не полно используют резервы для борьбы с ней. Профилактика преступлений молодежи представляет собой очень актуальную и значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране.
Для решения проблем несовершеннолетних безнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой. Мы считаем ее одной из самых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога.
Роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защиту семье и ребенку, выполняет социальный педагог.
В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Таким образом, исходя из темы актуальности, цель исследования – выявить специфику деятельности социального педагога общеобразовательной школы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Объектом исследования является процесс профилактики безнадзорности несовершеннолетних общеобразовательной школы.
Предмет исследования – специфика деятельности социального педагога общеобразовательной школы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования :
1.Рассмотреть безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема.
2. Раскрыть профилактику безнадзорности несовершеннолетних как направление работы социального педагога общеобразовательной школы.
3. Проанализировать опыт работы социального педагога школы №__ по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов :
- теоретические , связанные с анализом литературы по педагогике, психологии;
- обобщение опыта работы социального педагога МОУ СОШ №__ по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции:социально-педагогическая проблема безнадзорности проанализирована в работах Э. Р. Баянов,Н. Н. Верцинская, Е. Воронова, В.Келасьев, Л. П. Кузнецова, Г. Курганова, С.Левчук, М. С. Мартынова, В. М. Шакурова, Е. Б. Штейнберг.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--