Курсовая работа: Специфика и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общее понятие о творчестве дошкольников и его значении
1.2 Проявление творчества детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ
2.1 Общее представление о сюжетном рисовании
2.2 Основы и методы сюжетного рисунка у старших дошкольников
2.3 Специальные методики и специфика обучения детей сюжетному рисованию как основа развития детского творчества
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.
Однако важно заметить, что развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста должно основываться на их ведущей творческой возрастной потребности, одной из которых является, несомненно, рисование. Важность обращения к рисованию как виду детского творчества продиктовано тем, что в результате рисования у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Разговор о детях старшего дошкольного возраста, касающийся развития у них творческого потенциала с помощью методов рисования, неминуемо отсылает нас к сюжетному рисованию. И вот почему. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления, что, в свою очередь, открывает простор для дальнейшего развития творческого воображения и мышления.
Предмет исследования – специфика и основы творческого процесса детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию.
Объект исследования – процесс творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию
Цель работы – раскрыть специфику и основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению сюжетному рисованию.
Исходя из поставленной цели перед работой стоит ряд задач, а именно:
- дать общую характеристику творчеству дошкольников и его значению,
- обозначить специфику проявления творчества детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность,
- дать общее представление о сюжетном рисовании,
- раскрыть современные методики и задачи, используемые при обучении детей сюжетному рисованию,
- охарактеризовать методы обучения сюжетному рисуноку старших дошкольников.
Методы исследования: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования.
Изученность темы исследования. Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В, Выготский Л. С., Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.).
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. Проблема изобразительного творчества дошкольников раскрыта в работах таких авторов как Дрозд Н., Вепрева О.А., Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л., Григорьева Г.Г., Комарова Т.С., Ивкина Т.В.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Так, в работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--