Курсовая работа: Способы активизации деятельности школьников на уроках русского языка

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. Во всем педагогическом сообществе осознана необходимость привития интереса у учащихся к родному языку и умения самостоятельно пополнять свои знания. Это подтверждается современной ситуацией в образовании. К сожалению, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизация русского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с очень низким уровнем перевода). Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Наши СМИ не улучшают речь и грамотность учащихся. Речь политических деятелей страны не является образцом для подражания [8].

Данные различных исследований подтверждают, что современные школьники слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, они не умеют выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы [2, 3, 4, 5]. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.

К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время недостаточно разработаны подходы к познавательной активности учащихся в условиях современной школы.

Все вышесказанное и определило актуальность моей работы. Актуальность темы «Способы активации деятельности школьников на уроках русского языка» подтверждается «Законом об образовании» и «Концепцией развития школы», где насущной задачей, стоящей перед школой, является формирование у каждого школьника активной жизненной позиции и воспитание патриотизма через любовь и интерес к родному языку.

При написании работы мной были использованы исследования С.А. Псарёвой, Е.В. Ульяновой, Л.М. Головиной, И.Э. Унт.

В работах С.А. Псарёвой значимыми для меня выступили идеи:

а) необходимость выявления, учета и развития творческих способностей учащихся;

б) приобщение школьников к многообразной творческой деятельности.

В работах Е.В. Ульяновой наиболее важными считаю положение о воспитании общественно-активной творческой личности. В работах И.Э. Унт меня привлекла мысль о формировании человека самосовершенствующегося. В работах Л.М. Головиной самыми существенными выступили положения:

а) развивать познавательные и творческие способности каждого ребенка;

б) необходимость познания себя, самореализации личности в процессе учебной деятельности.

Также важен опыт методистов: Е.В. Коротаевой, В.А. Сидоренкова, М.И. Крупенинниковой, С.В. Кульневич, Т.П. Ланоцениной, которые проводят идеи творческого взаимодействия учителя и учащегося при обучении русскому языку, проектирования самостоятельной работы учащихся через домашние задания, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Цель данной работы: Проанализировать способы активации деятельности школьников на уроках русского языка.

Задачи работы:

1. Рассмотреть психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке.

2. Проанализировать дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке.

3. Изучить способы активизации деятельности на уроках русского языка.

4. Сделать выводы.

1 . Активизация интереса и познавательной деятельности школьников на уроках

1.1 Психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке

Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной.

Советский философ М.С. Коган выделяет четыре блока:

1. Выработка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.

2. Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.

3. Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.

4. Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь [7; с. 39].

Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы) – обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

Ориентационный компонент – принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

Содержательно-операционный – состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике).

Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю.

Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 498
Бесплатно скачать Курсовая работа: Способы активизации деятельности школьников на уроках русского языка