Курсовая работа: Становление казачьих войск XVI – начала XVII вв
Введение. 3
Глава 1. Зарождение казачества. 6
Глава 2. Связь с российским правительством и начало службы в составе московского войска. 9
Глава 3. Казачество и смутное время. 13
Заключение. 25
Примечание. 27
Библиография. 29
Введение.
Казачество – это совокупность войск с их специальной подготовкой и особыми боевыми качествами, вырабатывавшимися веками. Казачество – это часть народа, но вооруженного народа. У казаков свое, особое восприятие войны: она не была для них неожиданностью. Повседневная боеготовность тесно переплеталась с их бытом, специфической общностью, своеобразным укладом жизни. Дух казачества, обязательная боевая служба, содержание войска за счет своих собственных хозяйственных ресурсов, весь быт и традиции формировали из казаков тип воина – профессионала, отличавшегося особыми чертами в боевой обстановке. В Европе не было равной их кавалерии. Тактический и операционный опыт, выучка передавалась и совершенствовалась из поколения в поколение. Казачьи формирования использовались в войнах для обороны и для наступательных целей. Но не менее важное значение их – пограничная служба: самыми охраняемыми участками являлись те «дистанции» государственных рубежей, где находились казачьи команды – гарантия пограничной безопасности и стабильности. Казачьи полки всегда были в боеготовности за исключением тех случаев, когда конный состав страдал от бескормицы. Следует отметить и такую особенность казачьего войска, как отсутствие колесного обоза (в буквальном смысле этого слова). Отсюда его гибкость и маневренность. Все войско на боевых конях. Эти качества казачьей конницы вырабатывались долгими и целенаправленными тренировками.
История казачества была всегда актуальна. Различные ее аспекты привлекали внимание ученых-историков уже в XIX веке. В настоящее время интерес к этой теме сильно возрос, т.к. идет процесс возрождения казачества и определение его места в современной военной системе. Казачья тематика стала очень актуальной. Издается много газетных и журнальных статей, проводятся специальные научные конференции. В периодических публикациях содержатся оригинальные толкования по проблемам истории отдельных казачьих формирований, хотя в них наблюдается разноголосица мнений и подходов к истории казачества. В том числе авторами оно трактуется как феномен, редкий факт и т.п. Между тем, казачество - это устойчивое историческое явление, компонент вооруженных сил России. Его существенное и активное участие в событиях прошлого прослеживаются на протяжении многих веков.
Хронологические рамки данной работы охватывают довольно большой отрезок времени – с середины XIII века, это период феодальной раздробленности и расцвета Монгольской империи и Золотой Орды, до начала XVII века, события смуты в русском государстве.
Важным источником в написании курсовой работы послужила работа Ампилогова Т.Н. «Новые документы о России конца XVI – начала XVII вв.». здесь опубликованы материалы, доводящие сведения о казаках, их правовое положение, имущественное, социальный статус. В работе содержатся документы о том, как пополнялась категория служилых людей по прибору (казаков и стрельцов) за счет крестьян, донских и волжских казаков.
Первая часть сборника состоит из 22-х книг Посольского приказа за 1592 год. Они содержат сведения о том, как набирать на службу стрельцов и казаков. В некоторых документах четко прослеживается предпочтение московского правительства и особое расположение его к казакам, указано, что правительство рекомендовало набирать на службу казачьих атаманов и казаков.
Вторую часть сборника составляют Путивльские документы: челобитные, наказы, отписки, с помощью которых разносторонне освещаются вопросы социально-имущественного положении казаков.
Третья часть – это документы городов- крепостей Воронежа и Ельца. Они состоят из множества челобитных казаков и черновиков правительственных указных грамот в адрес казаков. Эти документы по всей своей совокупности дают чрезвычайно рельефную картину.
Проблемами, связанными с казаками, как и непосредственно и с самой историей казачества занималось множество дипломированных специалистов. Формированием войсковых областей и военной службой казаков в составе российского государства занимались: Батырев В., Краснов П., Агафонов О. Вопросы этнического состава, расселения и передислокации разрабатывали: Маркедонов С., Литвиц А., Смирнов К. Социально – правовому положению казаков уделяли внимание следующие специалисты – историки: Гордеев А., Костомаров Н., Анцупов И., Безотосный В., Меньшов И.
Автор видит свою задачу в том, чтобы по возможности подробно осветить процесс зарождения казачества, утверждение казачьих формирований и превращение казаков в заметную военно-политическую силу, а также позиции Московского государства по отношению к казакам, в частности участи казаков в событиях Смутного времени.
Глава 1. Зарождение казачества
Вопрос о появлении казаков на исторической сцене России вызывает массу дискуссий среди ученых историков. До сих пор этот вопрос остается неразрешимым. Официальная русская историография считает, что население казачьих областей было образованно выходцами из русских княжеств, не мирившихся с тяжелым бытом русской действительности и искавших более выгодные условия на окраине русских владений в пределах «Дикого поля».Беглецы эти, по мнению историков, объединялись в ватаги и затем, образуя более крупные группы, устраивали жизнь на основе свободы и равноправия. Таким образом, из беглецов родом из русских княжеств был создан народ с уникальным бытом внутренней общественной организацией, военным укладом и тактикой не свойственной не только русской, но и европейским армиям.
Искусственно принятая теория зарождения казачества не только не разрешила этого вопроса, но и вызвала теорию совершенно противоположную, утверждавшую, что казаки ничего общего с русским народом не имеют и в прошлом принадлежали народам Азии, а в последствии обрусели, приняли русский язык и религию.
Среди различных теорий о происхождении казаков, более достоверную можно принять ту, что казачьи поселения были образованны вне пределов России и в условиях от нее не зависимых. Происхождение слова «казак» или «вольный человек» возникло в глубокой древности и относятся к эпохе героического народного эпоса. Человечество никогда ни покидала мысль о «вольной и счастливой» жизни. Мечта эта осуществлялась отдельными лицами, порвавшими со своей средой, племенем, уходящими на «волю», где устраивали жизнь независимо от других, по собственному разумению. Вокруг отдельных смельчаков собирались группы таких же искателей «счастливой жизни». Собиравшиеся группы отдельных лиц превращались в боевые дружины и устраивали свою жизнь на основе дружбы, равенства и свободных бытовых отношений. Среди других народов они получили название «казаки» или «свободные люди».
Таким образом, казачество возникало на основе бытовых условий, сначала отдельными лицами или группами, а затем дружинами, в последствии превратившихся в племенные образования, хранившие свои бытовые особенности, а также свое название – казаки.[1]
В первой половине XII века в восточной и центральной Азии жили племена, носившие названия «казачьих орд». Наиболее значительная «казачья орда» находилась в верховьях реки Енисей и занимала земли на востоке от озера Балхаш и на западе до реки Ангара. В китайских хрониках эта орда называлась «хакаса», что, по исследованиям европейских ученых, равнозначно слову «казак». В пределах озера Балхаш существовала другая казачья «орда». После завоевания монголами Средней Азии, она вошла в состав их владений, и в организации вооруженных сил монгол казаки составляли части легкой конницы, выполнявший вспомогательные задачи: несли службу по охране границ, внутренней безопасности, вели разведку и в сражениях первые начинали бой.
До нашествия монгол, эти племена русскими летописцами назывались по-разному: черкесы, торки, берендеи, черные клобуки и каракалпаки, но не носили общего названия «казаки». Только после покорения монголами русских княжеств и образования Золотой орды, название казаки установилось за частью войск, составлявших среди вооруженных сил Орды части легкой конницы. В основном легкая конница составляла из племен сибирских орд «касахов», и Средней Азии – узбеков. После покорения этих племен монголами, они вошли в состав их армии и появились с ними в предела русских степей. Также наиболее отвечавшими требованиям несения службы в составе легкой конницы, было население Приазовской Руси, народы Северного Кавказа и остатки половцев, которые и служили кадрами для формирования легких вспомогательных частей, конницы. Очень часто происходили такие случаи, когда население северо-западных русских княжеств большими массами выходило из их пределов и вливалось в состав вооруженных сил монгол. Поставленная в условия полукочевого быта, быстро свыкаясь с общей обстановкой, приучаясь к постоянной связи с лошадью и превращалась в смелых наездников, способных «стрелами» носиться во всех направлениях обширной страны. Поставленные в особые условия несения службы в мирное и военное время русские усваивали навыки и сноровку ведения боя в конном строю «по-казачьи», превращались в казаков и принимали их название. Русское население ставилось в пределах степной полосы в условия, при которых самим бытом и характером службы вырабатывались свойства легкой конницы. Они были расселены в пограничных районах, где для службы требовалась зоркость, внимание, подвижность и инициатива. Они обслуживали пути сообщения, обеспечивали непрерывное движение в стране. Вооруженные силы Золотой Орды, ее внутренняя организация, внешние и внутренние войска были школой, в которой вырабатывались свойства «степной – казачьей» конницы.
Все поселения русских, принявшие название казаков, поставлены были в условия, которые должны были лучшим образом отвечать требованиям подготовки к военным действиям и несению военной службы, к порядкам, существовавшим в кочевом быту монгол.[2]
Главными средствами к их существованию были скотоводство, коневодство, рыболовство, охота и военные походы, добыча от которых составляла одно из главных средств существования кочевников. Земледелие, отвлекавшее от главной цели, было запрещено. Казаки скотоводы и коневоды тесно связаны со степными просторами большую часть времени проводили на пастбищах, были постоянно на коне и имели меткий глаз для стрельбы. Казаки поставлены в условия, в которых вырабатывается хороший наездник и стрелок, - это те качества, которые составляли главные свойства бойца полевой конницы кочевников.
Вся жизнь казаков проходила в поле и на коне. Казаки сживались с создавшейся обстановкой, привыкали к условиям быта. Длиннополая русская одежда была заменена на более удобную для верховой езды, заимствованную у приазовского народа. Одним из благоприятных условий для сохранения казаками их национальных особенностей, разговорной речи, православной веры и т.д., было то, что поселения их были устроены по национальному признаку, и по существовавшим во владениях монгол порядкам. Общение между поселениями, различными по национальности было запрещено.
Исключительные по плодородию земли, на которых были расселены казаки, быстро превращались для казаков в новую родину и крепко привязывали их к себе.
Частная жизнь казака была связана с непрерывной службой по охране границ, на которых они были расселены: то была дозорная служба – дальняя и ближняя. По Днепру наблюдение велось в сторону Венгрии, Польши, Литвы. Велось наблюдение также и за границами других княжеств.[3]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--