Курсовая работа: Стресс и дистресс в жизни человека

Исполнитель

М.Л. Драгун, студент 3 курса

Группы 6181

Научный руководитель

И.В. Слабухо, ассистент кафедры

гуманитарных и психолого-

педагогических дисциплин

Минск 2009


Оглавление

Введение

1. Теория стресса

1.1 Стресс как явление. Основные понятия

1.2 Физиологический аспект

1.3 Психологический аспект

2. Экспериментальное исследование учебной тревожности

2.1 Рассмотрение учебного и экзаменационного стресса

2.2 Проведение исследования учебного стресса и уровня личностной тревожности

2.3 Результаты исследования

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1


Введение

С появлением первого живого организма на нашей планете он стал учиться приспосабливаться к окружающей его среде и естественно испытывать стрессы. Он действует на все организмы, и избежать его воздействия невозможно. В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе, на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни. Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс. В современном мире довольно редко человек попадает в такую стрессогенную ситуацию, в которой от него потребуется реализация всех мобилизованных адаптационных ресурсов. В нашей повседневной деятельности чаще возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопленную энергию, вызванную физиологическими механизмами стресса, и тогда эта энергия начинает разрушать его самого. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, нас начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях.

Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., достаточно быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало весьма широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Сегодня понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое событие, происходящее и в окружающей среде.

Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса – не болезнь. Хотя российский психофизиолог Ю.И. Александров отмечает, что стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья [6, 326]. Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” - в переводе с английского “страдание” - Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма.

???? ?????? ? ??????????? ??????? ???????, ??????? ??? ??????????????? ? ????????????? ??????????? ?????????? ? ????????; ????? ???????? ??????????? ??? ??????? ?? ??????? ???????????????? ???????.?????? ???????????? ? ?????? ????? ??????????? ?????????? ????????? ????????, ??? ?????????????, ??????????? ? ????????????? ???????? ????? ? ????????.??????? ???????????? ? ?????????? ????????? ????? ? ????????? ? ????????????? ???????? ????????. ?? ???????????? ????????? ??????????? ???????????? ?? ?????????????? ???????????? ???????????? ? ???????? ????????, ????????? ? ???????? ????????????? ????????, ?????????, ? ?????????, ? ?????????? ??????????? ? ??????????? ????????? ??????????? ? ?????????? ???????? ????????. ????? ???????? ???????? ??????????? ???????????????? ???????.? ???????????? ? ?????, ???????? ? ????????? ???????????? ???? ?????????????? ????????? ??????:1) ??????? ??????? ? ???????, ???????? ?? ?????????? ?????? ??????? ????????? ? ????????????? ???????? ????????.2) ??????????? ?????? ?????????? ????????????, ? ????? ?? ?????????? ? ???? ?????????????, ??????, ??????? ??????????? ?? ?????????? ? ??????? ?????????.3) ??????? ??????? ????????? ??????????? ?? ??????? ????????? ???????????? ?????? ?? ?? ?????? ?????? ????????? ???????? ????????? ? ? ???? ?????????.??? ??????? ???????????? ????? ?????????????? ????????? ?????? ????????????:1. ???????? ? ?????? ????????????? ? ???????????????? ?????????? ?? ??????????, ??????????. ? ?????????, ???????? ??????? ? ????? ???????? ??????????????? ? ????????? ???? ?????? ????? ???????, ???:?. ?????, ??????? ??? ??????????. ???? ????? ???????? ?????????? ?????? ???????, ?? ??? ?????? ????????? ??? ??????????? ??????, ??????????? ??????? ???????.?.?. ????????, ??????????? ??????? ? ?????? ??????????. ??????, ???????????? ??????????? ???????, ? ??????? ?????? ??????????? ??????? ??????? ? ???????????.?.?. ??????-????, ??????????? ????????. ?????? ?????????? ??????, ????? ?????????? ??????.2. ?????????? ????????????? ? ??????????.3. ?????? ?????????? ? ?????????? ? ?????????? ???????????? ?????? ????????? ? ??? ??????????? ????????? ? ???? ??????.????? ???????????? ???? ??????? ??????????????? ?????? ???????????????? ???????, 16 ????????? ???????? 3 ????? ??????? ??????? ? ????????????. ?????? ?????????? ???????????? ? ?????????????, ????????? ???? ??????? ?????? ? ????? ???????????? ??? ????????. ?????? ?????? ? ??????????? ?????? ????????? ? ?????????? 1. ?????? ??????? ??????: ?????????? ???????? ??????? ??????? ? ?????????, ???? ??? ??????????, ??????? ??? ??????, ? ????? ??????????? ?????? ??????????? ?????????.

1. Теория стресса

1.1 Стресс как явление. Основные понятия

Понятию стресса можно дать несколько определений:

1) Стресс – нажим, давление, напряжение (англ.).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 210
Бесплатно скачать Курсовая работа: Стресс и дистресс в жизни человека