Курсовая работа: Стресс и стрессоустойчивость

Введение

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма

1.3 Обзор работ ученых, рассматривающих проблему стресса и стрессоустойчивости

Глава 2. Опытно – исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Результаты исследования стресса

1.2 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости

Заключение

Словарь терминов

Библиография

Приложение

Приложение №1


Введение

Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.

Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше (14, 3).

Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. Stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие (13, 79).

Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.

Цель данной работы: изучение проблемы стресса и стрессоустойчивости.

Объектом исследования является стресс. Предмет исследования: стресс и стрессоустойчивость и их проявления.

К задачам данной работы относится: 1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса, 2) дать определение понятию стрессоустойчивости, 3) рассмотреть методологические исследования по проблеме стресса, 4) провести опытно-исследовательскую работу по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Работа состоит из введения, трёх глав, рекомендаций и заключения. В первой главе определение понятию стресса и расшифровка свойств стресса; во второй главе мы рассматриваем методологические исследования; третья глава посвящена опытно-исследовательской работе по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости

1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать (14,9).

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции (14,11).

Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре – пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость . Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания (13, 83).

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий (13, 80).

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства (13, 83).

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 1029
Бесплатно скачать Курсовая работа: Стресс и стрессоустойчивость