Курсовая работа: Сущность контрабанды
Содержание
Введение. 2
1. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды.. 4
1.1 Понятие объекта контрабанды.. 4
1.2 Объективная сторона контрабанды.. 8
1.3 Субъект и субъективная сторона контрабанды.. 13
2. Квалифицированные виды контрабанды.. 16
3. Проблемы квалификации контрабанды.. 21
Заключение. 30
Список литературы.. 32
Введение
Даже беглое обозрение исключительно бедной и относящейся преимущественно к первой фазе развития нашего государства литературы по таможенным вопросам показывает, что в юридической науке почти совершенно отсутствует научная разработка теоретических проблем таможенного права. Это сказалось как на освещении в советской юридической литературе отдельных вопросов таможенного законодательства, так и на практической деятельности таможенных учреждений и других органов государства (суда, прокуратуры и милиции), которым в той или иной степени приходится сталкиваться с нормами таможенного права. Особенно наглядно такое положение сказалось в области борьбы с контрабандой.
В соответствии с таможенным законодательством зоны таможенного контроля создаются не только непосредственно на таможенной границе в месте ее пересечения, но и в других местах. Такими местами чаще всего являются аэропорты, морские и речные порты. Кроме того, по просьбе отправителя товара таможенный контроль осуществляется на территории, принадлежащей владельцу товара. Это может быть склад, цех либо другое помещение. Поскольку в таких зонах лица, вывозящие товар, совершают составляющие порядок перемещения действия перед пересечением таможенной границы, то в случае обнаружения сокрытия товаров от таможенного контроля, недостоверного декларирования и т.д. такие действия квалифицируются как покушение на контрабанду. На такой позиции стоит и судебная практика.
В соответствии с федеральным законом, принятым Государственной Думой 24 мая 1996 г., с января 1997 г. на территории России вступает в действие новый Уголовный кодекс за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки их введения.
В отличие от прежнего УК РСФСР 1960 г. новый Уголовный кодекс внес принципиальные изменения в структуру и содержание норм, предусматривающих ответственность за таможенные преступления.
Законодатель изменил понятие «государственные преступления», исключил из его содержания раздел «Иные государственные преступления» и рассредоточил содержащиеся в нем составы преступлений по другим главам Уголовного кодекса. В связи с этим такие составы, относившиеся к иным государственным преступлениям, как контрабанда (ст. 78), незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения (ст. 781), и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 782), определенными изменениями их содержания были включены в раздел VIII нового Уголовного кодекса РФ - «Преступления в сфере экономики». В этот же раздел была перенесена из главы VI «Хозяйственные преступления» предыдущего УК ст. 1626, предусматривающая ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Таким образом, в новом Уголовном кодексе Российской Федерации появился блок норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, совершаемые в экономике страны, а точнее - в одной из ее важнейших отраслей - внешнеэкономической деятельности, который был включен в главу XXII «Преступления в сфере экономической деятельности», поскольку вышеназванные преступления, в конечном счете, нарушают нормальную экономическую деятельность государства и других хозяйствующих субъектов в целом.
Цели работы – определить сущность контрабанды.
Задачи работы – представить уголовно-правовую характеристику контрабанды; рассмотреть спорные вопросы квалификации.
1. Уголовно-правовая характеристика состава контрабанды
1.1 Понятие объекта контрабанды
Вопрос об объекте контрабанды, как родовом, так и непосредственном, в юридической литературе является дискуссионным. В значительной степени это объясняется тем, что, во-первых, в законе отсутствует прямое указание на виды общественных отношений, выступающих в качестве объекта контрабанды, и, во-вторых, контрабанда, как и многие другие преступления, может причинить вред одновременно нескольким видам общественных отношений, охраняемых уголовным законом (например, незаконный ввоз наркотических, сильнодействующих, ядовитых и т. п. веществ посягает на установленный порядок их перемещения через таможенную границу РФ и здоровье населения).
При определении родового объекта контрабанды традиционно исходят из того, в каком разделе Особенной части Уголовного кодекса находится исследуемая норма. Статья о контрабанде помещена законодателем в главу 22 “Преступления в сфере экономической деятельности”, которая, в свою очередь, является составной частью восьмого раздела УК РФ “Преступления в сфере экономики”.
Авторы учебного пособия “Новое уголовное право России” определяют родовой объект преступлений в сфере экономики как “охраняемую государством систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества, ориентированного на развитие рыночной экономики”[1] . Н. А. Лопашенко пишет: “...родовой объект преступлений, осуществляемых в сфере экономической деятельности,- общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления этой деятельности”[2] . В.И. Михайлов и А. В. Федоров приходят к выводу, что “родовым объектом контрабанды является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие экономики Российской Федерации”[3] . В ряде учебных изданий по уголовному праву России можно обнаружить схожие определения данного понятия.
Согласно указанию ГТК РФ от 11.07.96 г. № 01-14/606 “О таможенном оформлении записанных носителей информации” предметом внешнеторговой сделки является совокупность носителя и записанной на нем информации, причем сам носитель призван выполнять вспомогательные функции. В ст. 1 данного Указания ГТК РФ говорится, что “при ввозе на таможенную территорию носителей информации (магнитных дисков, бумажных носителей информации и т. д.) с записанной на них информацией товаром является не собственно носитель информации, а указанный носитель с записанной на нем информацией в совокупности. Соответственно таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из того, что в нее включается как стоимость самой информации, так и стоимость ее носителя”.
Правовой базой участия России в международном информационном обмене является Федеральный закон от 4.07.96 г. “Об участии в международном информационном обмене”.
Методы определения стоимости товара и порядок их применения закреплены в главе 4 Закона “О таможенном тарифе”. Из ст. 18 названного Закона следует, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится, как правило, по цене сделки (по стоимости контракта). Эти сведения представляются лицом, перемещающим товар. Но если, по мнению таможенного органа, стоимость товара указана недостоверно, то могут быть использованы и другие способы ее определения (по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; путем вычитания стоимости; сложения стоимости; с помощью резервного метода).
Представляется, что названные выше методы определения таможенной стоимости в полной мере относятся и к “иным предметам”.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--