Курсовая работа: Сущность терроризма в народническом движении 60-х – 70-х годов XIX века
Введение
????? ?? ???????? ?????????? ?????? ????? ? ?????? ????? XIX (? ????? ????????? ?????????? II) ??? ?????????. ?????? ??? ??? ???????????, ??????? ?? ????????? ???????????????? ????. ?????? ?????? ???????? ????? ?? ?????????? ??????? ????????????. ???????? ??? ??????? ??????????? ???????????, ??????????????? ????????? ? ??????? ?????? ? ???. ??? ????????????? ??????? ???????????-???????????? ????? ????????? ????? ???? ??????? ???????, ??? ?????? ??????? ?????? ?????? ?????? ? ???????? ??????????, ????, ????? ??????, ? ???????????? ??????? ??? ??? ??? ??????? ??????????????????? ?? ?? ????? ?????????????? ???????? ? ??????????????. ?????? ???????? ??????????? ??????????? ???????????????? ???????????, ????? ? ????????? ??? ?????? ? ?????? ?????? ?? ???????? ????????.???????? ?????????? ?????? ????? ????????? ? ? ??? ????? ????? ???????. ? ? ?? ?????? ????????? ? ??? ???????? ????????, ????? ????????? ??? ???????? ?????? ?? ????, ??? ??????? ?????????? ?????, ? ?????? ??? ??? ?????????????????, ????? ???? ????????????, ????? ?????? ??????? ????? ?????. ??????? ?????? ????? XIX ????, ? ????????? ??????? ?????????????, ????? ????????, ????? ????????????? ??????? ???????????? ??? ?? ????????. ?????? ???? ?????? ???????? ????????? ??? ??????? ????????????, ??? ???? ? ??????? ?????????????.????????? ???????????? ???????? 1) ?????? ??? ?????????? ???????? ? ??????? ???????????? 2) ???????????? ????????????? ??????? ? ???????????, ?????????????? ? ????? ???????? ??????. ???? ??????? ?????? ? ?????????????? ????????? ???????: ???????????? ??????? ? ?????? ????????? ???????; ???????? ?????????? ????????????? ?????????? ? ?????????? ????????, ???????????? ??????, ?????????????? ??? ???????? ?? ??????? ??????? ?????? ????? XIX ????, ????? ??????????? ?????????. ?????? ? ?????????? ?????????: -??????? ??????? ????????? ?????????? ? ??????;-???????? ????? ?????????????? ? ???????;-??????? ???? ???????? ? ???????????????? ???????????? ??????????;-??????? ??????? ??????.????????: ????? ?? ??????? ?? ????????? ??????, ?? ?????? ???????? ? ????? ???? ???? ?????, ? ??????? ?? ????? ??????? ?? ????? ?????. ????????? ?????? ???????? ????, ???? ???? ??? ??? ????????? ?? ??? ??????????????. ??????, ???????? ? ????????????, ???? ?????? ??????? ?????????? ? ??????????.????? I.???????? ?????????? ? ??????? ???????????? 1.1 ?????????? ???????? ?????????? 1.1.1 ??????? ??????? ? ??????? ??????????????????? ? ?????????? ??????? ????????????, ??????? ????????? ? ????? ????? ??????? ? ???????????????????? ??????? ?????????????, ????????????? ??? ????? ????????????? ????? ? ?????????? ????????. ???????????????? ???? ???????? ???????? ???????????? ??????, ????????? ??????? ??????????????? ???????? ?? ??????? ????? ?????, ?????? ?????????? ???????????? ? ???????? ?????????, ?? ??????????? ????? ??????????????, ???? ?????? ????? ?????????????, ??????????? ?????, ????????? ? ????????? ????? ??????????? ? ????????????? ????????, ??????? ?????? ?????????? ?????????? ? ??????? ????? ?????? ?????????.
Терроризм как массовое и политически значимое явление – результат повальной "деидеологизации", когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий.
К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой.
Как специфическое явление общественно-политической жизни терроризм имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и практику терроризма. За свою долгую историю терроризм представал в самых разных обличиях – во многих странах были варфоломеевские ночи и сицилийские вечери, врагов – реальных и мнимых – уничтожали римские императоры, оттоманские султаны, русские цари, а также многие другие, и каждая страна имеет как минимум одного «героя».
Терроризм является постоянным спутником человечества. Еще в I веке нашей эры в Иудее действовала секта сикариев, уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами.
? ???????? ?????? ??????? ???????????? ?????? ??? ???????? ??? ? ????. ??? ???? ????????????? ??????????? ????????????, ????????????? ???????? ??????????? ???????? ? ????????????? ???? ?????? ??????. ? ????????? ???????? ?????????????? ????????? ???????????? ????????? ? ????????????? ??????????: ? ???????????? ??? ?????? ????? ?????????? ??????? ? ??????, ??? ????? ????????? ???????????? ?????? ??????? ?????? ?????? ?????? ? ??????? ?? ?? ??? ? ?????????.??? ?? ????????? ?????????????? ? ????????????? ????????????? ????? ???????????, ????????? ???????, ?????????, ???????????? ? ???? ??????????: ??? ??? ????????? ????????????? ?????? ?????? ?????????????. ???????? ???????? ??? ????????? ????????, ??? ?????????????? ???????????? ? ?????? ?? ??? ???? ? ?????? ?????? ? ??????????? ?????? ???????????.? ??? ?? ??????? ? ????? ??????????? ????????? ?????? ????????. ????? ????? ??????????? ?????????? ????? ????? ? ??????? ????????? ??????, ?????? ???? ?????? ???????? ?????????? ????????????????? ?????? ????. ???? ?? ?????? ???? ????? ??????: ????? ???-?????? ???? ??? ???????? ???????? ????????????????, ?? ??? ???, ???? ???? ?? ??????? ?????????????? ?????????, ? ? ???? ???? ??? ?????? ????. ? ??? ??????? ?????????? ??????? ?????????, ??????? ?????? ? ??? ???????????? ?? ?????????. ?? ?????????? ????? ?????, ?????? ????? ??????????? ? ???? ??????.В Китае тайные общества, Триады, были основаны в конце семнадцатого века, когда маньчжуры захватили две трети территории Китая. Первоначально они были основаны как тайные общества для свержения господства маньчжуров и восстановления династии Минь на имперском троне. Эти общества во время правления династии маньчжуров фактически превратились в инструмент местного самоуправления, взяли на себя многие административные и судебные функции. Многие Триады расширили философию сопротивления маньчжурским завоевателям и включили в число противников также «белых дьяволов», в особенности, британцев, силой навязавших торговлю опиумом Китаю. Триады неоднократно предпринимали попытки к народному восстанию, жестоко подавлявшихся маньчжурами. После Восстания Красных Тюрбанов в начале XIX века, маньчжурами была проведена особо жестокая операция наказания, когда сотни тысяч китайцев были обезглавлены, закопаны живьем, медленно удушены. В результате многие члены Триад были вынуждены искать прибежище в Гонконге и США.
На территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других стран животный страх на своих противников из мусульманской суннитской знати и правителей наводила могущественная и предельно закрытая секта исмаилитов, использовавшая в своей борьбе доведенные до совершенства способы физического устранения неугодных лиц.
Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX века Его представители - русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90-х годов, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.
В XX веке спектр мотивов для использования методов террора существенно расширился. Если русские народовольцы, первомартовцы и эсеры рассматривали террор как самопожертвование на благо общества, то для «красных бригад» он служил способом и средством самоутверждения. «Красный террор» и «черный» террор фашистского, неонацистского толка стоят недалеко друг от друга и не имеют ничего общего с тем, что делами народовольцы. У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком «благе общества» здесь и говорить не приходится.
В XX веке состоялся перенос терроризма на государственный уровень, чего до этого не было. Террористическое государство «давило» своих граждан беззаконием внутри страны, заставляло их постоянно ощущать свое бессилие и слабость. Оно не меняло своего поведения и за пределами своих границ. Исторический пример - фашистская Германия. В последние годы многие действия США на международной арене стали очень близки по своему характеру к террористическим.
После развала СССР бандитская традиция пустила свои корни во многих районах и уголках постсоветского пространства. Попытки насилием добиться своих целей, даже самых благородных, вызвали появление на древе государственного терроризма новых диких ростков - вооруженных конфликтов на территории Грузии, Азербайджана, Армении и Молдовы, в Таджикистане и Киргизии и т.д. Сегодня миру уже грозят ядерным терроризмом, терроризмом с применением отравляющих веществ. Характер эпидемии приобрели похищения людей в целях шантажа или получения выкупа. Сегодня многие люди испытывают на себе все «прелести» информационного терроризма.
Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90 гг. ХХ столетия он уже стал универсальным феноменом. Глобализация и все более широкая интернационализация терроризма - это неоспоримый факт, перед которым сегодня оказалось человечество.
Эпицентр террористической активности в течение ряда лет смещался от стран Латинской Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии. Одновременно с разной степенью интенсивности осуществлялись террористические акции таких организаций, как ИРА в Англии и Северной Ирландии, ЭТА в Испании. Активизировались палестинские и израильские террористы, террористические организации в ряде стран Африки и Азии, а также в США. В последние годы на Ближнем Востоке большую активность развили исламские военизированные террористические группы ориентации «Хамас» и «Хезболлах», сикхские террористические движения и группы в Индии, алжирские и другие террористы. Активно действует, широко используя террористические методы, колумбийская наркомафия, отвоевывая у официальной власти все новые позиции. Появилось немало новых регионов, где террористическая угроза стала особенно масштабной и опасной. На территории бывшего СССР в условиях обострения социальных, политических, межнациональных и религиозных противоречий и конфликтов, разгула преступности и коррупции, внешнего вмешательства в дела большинства стран СНГ пышным цветов расцвел постсоветский терроризм.
Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями.
??? ???????? ????????? ????????, ????????????? ??????, ? ??? ?????????? ?????? ? ??????????? ??????. ?????????? ?????? ????????? ? XIX ????????, ?? ???? ???????????? ? ???????????????? ?????? ?????????? ? ??? ??????????? ????????? ????????? ???????? ??????? ???? ????????. ?? ??? ???????, ??? ??????? ???????? ????????????? ????? ????? ?????, ???? ???? ???? ???? ? ???????? ??????????? ?? ? ??? ?? ???????? ?????. ???????? ??????, ??? ???? ??????????? ????? ????? ???????????????? ????? ??????, ? ??????? ???????? ????????? ?????? ????? ????? ??????? ???????????? ????, ? ???????? ? ?????? ????? ??????? ???????????.Систематические террористические акции начинаются во второй половине XIX века: в 70-е – 90-е годы анархисты взяли на вооружение «пропаганду делом» (террористические акты, саботаж), а их основная идея состояла в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности.
Терроризм и террористы существовали в обществе задолго до появления этих терминов. Обзор истории терроризма позволяет понять, что вне зависимости от мотивов использования методов террора (от самопожертвования на благо общества и действий в «высших интересах человечества» до желания самоутвердиться или захватить власть), он в любые времена сопряжен с агрессией, жестокостью, отрицанием общечеловеческих ценностей, желанием бросить вызов всей социально-политической и юридической системе. Смысл террористического акта состоит в невозможности законными средствами заставить общество и государство считаться с потребностями определенных лиц или группы лиц (террористические организации).
А попытки радикально изменить существующие порядки или повернуть ход социальной истории вспять, пусть даже из лучших побуждений, лежат через анархию, хаос, террор. Терроризм имеет довольно много разновидностей, но в любой форме он является самой опасной по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям социально-правовой проблемой.
1.1.2 Причины терроризма
Многие причины и движущие силы этого явления давно очевидны. Современная глобальная человеческая ситуация на нашей планете усугубляется ростом в мире социально-экономических и межцивилизационных противоречий, противостоянием между развитым Севером и отстающем в развитии Югом. Эти противоречия и это противостояние не в состоянии смягчить, тем более - полностью снивелировать и уравновесить их ни достижения научно-технической революции, ни процессы глобализации экономики или глобальный характер информационно-пропагандистской сферы. Как ни стараются страны «золотого миллиарда» навязать свои взгляды остальной части мирового сообщества и заставить ее последовать своему примеру, эффект зачастую получается прямо противоположный желаемому. Размежевание, рост пропасти между богатыми и бедными странами, слоями населения, народами растут.
Можно увидеть, что сегодня силы, не способные на конкуренцию, в том числе и особенно в военно-силовой сфере, с развитыми странами и их союзниками и партнерами, стремятся компенсировать свои слабости доступными им средствами, т.е. методами террора, причем террора международного. Террористические группировки активно используют в своих интересах современные достижения науки и техники, получили широкий доступ к информации и современным военным технологиям.
??????, ????????? ??????????, ????? ???????? ?????????? ???????? ??????, ? ?????? ??????? ?????? ????????? ? ??????????????-???????? ???????. ? ????? ???????? ?????????? ????????? ????????????? ?????? ? ????????????, ??????????, ????????????, ???????????, ? ??? ??????? ?????????? ???????????? ?????????? ???????????? ??????. ????????? ????? ????????? ? ????? ?????? ? ?????????? ??????? ? ????? ????? ????????, ????? ? ??? ????????? ???????????? ????????????? ?????????, ? ?????????????? ???????? ???????? ??????????????? ??????? ????????? ? ?????????? ??????. ??? ???????? ??????????? ?????? ??? ??????????? ??????? ? ????????????? ? ???????? ? ???????? ? ????, ??? ?? ??? ???? ?????????????, ??????????, ??????????, ??????????? ??? ?????? ?????? ???????? ???????? ???? ???? ????????, ????????? ??? ???? ? ???????? ??????????? ?????????? ????? ??????????? ???????.???????? ?????????? ??????????? ?????? ??????? ? ?????? ?????????? ??????????, ??????? ???????? ????????????? ???????? ????????????????? ?????????. ? ???? ???????, ???????? ????????????? ??????????? ???????? ???????? ?????????? ??????, ???????? ????????? ?????????-????????????? ? ?????????????? ?????????? ????????. ????????? ?????????? ?????????????, ???????? ??????? ????????????, ???????? ??????????.?????????? ???????? ???????????? ???????, ??????????? ?????????, ?? ??????? ??????. ????? ??????, ???????????? ???????????? ???? ???????? ??????, ??? ???? ??????? ?????? ????? XIX ????. ?????????? ??????, ??????????? ??????? ????????????? ????????, ?????? ??????? ??????????? ??????????????, ??????????? ?????? ????????? ????????? ????????, ??? ???????? ?????????? ???????????? ?????? ???????? ????????????????, ??????? ??????????????? ???????? ?????????? ?????????????, ??????????????? ????????, ??????????? ??????, ????????????? ? ?????????????. ? ???? ???????? ????? ?????????????? ?????????????? ??????? ? ?????? ????????. ?? ????? ???????? ? ? ???, ??? ?????? ???????? ??????????? ???????????????? ????????????????: ???????????? ??????????, ????????????????? ???????? ?????????, ?????????? ???????? ? ??????? ????? ? ???????????, ??????????????? ????????????? ?????????-?????????????? ????????. ??? ???, ??????????, ??????????? ?? ???????????? ????????????, ???????????? ?????????? ???????????? ???????. ???????? ????? ????? ????????? ??? ?????????? ???????? ??????. ?????????? ?? ??????? ?????????? II ???????? ??????? ?????????? ? ??????. ??????? ???????????? ?? ???????????? ??????????, ????????? ?????????? ????? ? ??? ???? ???????? ? ??????? ???????? ??????? ?????????, ? ???????????? ???? ????? ??-??? ??????????? ???????????. ??? ???????? ?????, ??????, ???????????????? ?????, ?????????????? ???????????? ??????????????? ????????. ????????? ?????? ??????? ???. ? ????? ??????? ???????????? ????????? ?? ???? ? ?????? ?????????? ????????? ??????? ???, ?? ????? ?? ??, ? ??? ???????: ????, ? ????????. ??? ?????????????? ??? ?????? ??????? ??????????. ?????????? ???????????????-????????? ??????? ? ?????????????? ???????? ????? ?????????????? ???????? ????????????? ??????????? ? ??????????. ???????? ???????? ? ???? ????? ?????? ???????? ?????????? ??????, ???????????????? ?????? ?????? ? ????????????? ????? ??????????????? ????????, ????????? ???????? ??????????????, ?????? ??????????? ?????????? ????????????, ?????????? ?? ?????????? ?????????-?????????????, ????????????, ??????????? ? ?????? ?????????, ?????????? ?????????? ???? ?????????? ???????. ?????????? ?????? ?????? ????? ??????? ?????? ??????????? ???????? ???????????? ? ?????????? ??????????, ??? ???????? ???????? ? ?????????? ?????? ?? ??? ???? ???????? ? ??????? ???????. ??? ???? ? ? ????? XIX ????. ????????? II ????? ???????? ??????????? ?????? ? ????????????? ???????: ????????????? ?????, ???????????????? ???????, ??????? ?????????? ??????? ? ?????, ??????? ???????????, ???????? ??????? ?, ???????, ?????? ??????????? ?????. ??? ??? ?????? ? ?????, ? ???????? ? ?????, ? ???? ????????? ?????????. ??????? ??????? ??????????? ?????? ????????? ??????? ?????????. ??? ????? ???????????? ?????????? ???????? ??????????? ????? ???????????????? ????????????. ??? ????????????? ???????? ???? ????????? ?????? ????: ???????????? ????????, ? ????????? ???????? ??? ???????? ??????. ?? ???????? ??? ??????? ?? ????, ? ?? ????? ???????????, ?????? ??? ??? ??????????? ? ????? ? ???????? ???????????. 1.2 ?????????????????? ?????? ????????????? ?????????? ? ?????? ??????????? ???????? ????????? ?? ???? ????? ? ?????????. ????? ???? ? ?????????.?????? ? ?????? ?????????????? ???????? ? 60-? ???? ???????????? ??????????? ?????????, ????????? ?????????????? ?? ????????? ? ????, ???????????. ????????? ?????????? ???????? ????????????? ????????? ? ??????????? ?????????????? ???????? ?????????? ? ?????? ??? ??????????? ????? ??????? ??????????? ?????. ?? ???????? 70-? ? 80-? ????? ? ????? ????????? ?????????: ??????????? ????????????? ??????? ? ???????????, ????????? ? ??????? ???????????? ?????????, ????????? ?????????????? ?? ?????????. ??????? ????????? ???? ?????????? ???????? ??, ??? ?? ??? ?????? ???????????? ???????????? ???????????? ??????????????, ????????? ? ?????????, ? ???????, ? ??????????? ????? ?????????????, ????????????????? ????????. ?????? ??? ????????? ???????? ?? ??????? ?????? ? ?? ?????? ? ??????????? ???????? ?????????????? ????????.??????????, ?? ??? ??????, ???????? ???????????? ??????? ???? ???? ?????? ????? ?????????? II?. ???? ?????? ? ??????????? ???????? ???????? ?????????????, ???? ??????????? ????????, ????? ???????????? ? ?????????????? ????????????, ????????????? ????????????? ???????? ?????? ? ???????.????????? ???????? ?????????????? ???????? ??????????? ? ???????? ????????? ??????? ????????????? ???????? ? ??????????????. ??????? ??????? ? 70-????? ????????? ?????? ?????????? ????????. ?? ???????? ??????, ??????????? ???????? ????? ???????? ??????? ???????????? ????? ? ????????????? ????????. ? ????????? ??? ?????? ????????? ??????? ?????? ? ?????. 1) ?????? ?.?. ?????????? ??.?. ????????? ?? ???????? ?? ???? ????????????? ????????????? ????????????. 2) ?????? ?.?. ????????????? ?????????? ?.?. ??????? ??? ???????? ?? ?????????????? ???????? 60-? ????? XIX ?????.????? II.????????? ?????????????? ???????? 60-? ? 80-? ????? XIX ?. 2.1 ????????? ?????????????
В 60-х гг. XIX в. началась эпоха Великих реформ. Перемены – неотвратимые, необходимые, долгожданные, пугающие – по-разному воспринимались людьми. Одни отвергали их, другие относились к происходящему в стране с опаской и недоверием, третьи – прежде всего молодежь – торопили события, страстно мечтая о том, чтобы уже завтра в России наступила эра свободы, равенства, братства. Революционные настроения чрезвычайно распространились в стране.
Наиболее сплоченной группой строителей «земного рая» в России были революционеры-разночинцы, пришедшие на смену дворянским революционерам 1-й половины XIX в. На структуре революционного движения пореформенной эпохи отразились поиски либералов в области национальной самоидентификации, споры западников и славянофилов.
Преемников славянофилов можно видеть в народниках, воспринявших от А.И. Герцена веру в необязательность капиталистического этапа для истории России. Они делали ставку на крестьянскую общину как путь к социальному равенству и всеобщему процветанию.
Оформление народничества как направления в революционном движении было связано с имением Н.Г. Чернышевского, идейно подготовившего создание первой народнической организации в начале 60-х годов. Но вскоре народничество распалось на ряд отдельных движений. Перед революционерами все отчетливее вырисовывалась необходимость теоретического осмысления опыта «проб и ошибок», заблуждений и верных решений, увлечений и разочарований. В первую очередь это касалось главных проблем движения: соотношения политических и экономических требований, авангарда (партии) и масс, использования легальных и нелегальных приемов работы, места и роли революционера в социальном прогрессе.
Ответить на поставленные временем вопросы попытались идеологи трех направлений революционного народничества – П.Л. Лавров (пропагандисты), М.А. Бакунин (бунтари), П.Н. Ткачев (заговорщики). Их взгляды указали новые подходы в разработке общей проблемы – осуществление социальной революции в России, послужив связующим звеном в деятельности двух поколений революционеров (60-х и 70-х гг. XIX века).
Принимая общину как идеал общественного устройства, их лидеры по-разному видели характер и роль народа в будущей революции.
Сторонником стихийного развития революции и безгосударственного устройства общества был М.А. Бакунин. Революционер европейского масштаба, деятель I Интернационала, участник революций 1848-1849 г.г., он не видел разницы в устроении жизни людей в масштабах группы и в масштабах государства. В его учении, получившем название анархизма, безвластия, было возрождено древнее противоречие идеалов общины и государственной власти. Он требовал немедленного уничтожения государства и прямой, вечевой демократии снизу доверху. Народ, по Бакунину, - прирожденный бунтарь, враг государства. Для совершения революции ему лишь надо помочь объединиться.
Близки к анархизму взгляды П.Л. Лаврова. Однако, по его мнению, массы народа инертны. Чтобы сдвинуть их и начать революцию, нужны критически мыслящие личности, интеллигенты, мученики, о которых народ слагал бы легенды. Они должны соединить современные демократические идеи и тягу крестьян к справедливости, проложив тем самым дорогу к социальной революции. Именно на изменение строя общества, а не формы политической власти уповал Лавров.
Это отличало его идеи от учения третьего кумира революционной молодежи П.Н. Ткачева. Как и Лавров, Ткачев подчеркивал роль активного меньшинства в революции. Но основную цель он видел не в подъеме крестьянских масс на революционную борьбу, а в захвате государственной власти сильной подпольной организацией революционеров. Лозунгу социальной революции им был противопоставлен лозунг политической революции, лозунг создания нового, революционного государства, которое возьмет в свои руки городскую промышленность, банки, средства транспорта и связи. Общинный социализм оказался на обочине этого учения. Н.П. Ткачев был прагматиком, он скептически относился к идее о добром и разумном человеке, предпочитая надеждам на природу человека уверенность в силе власти. Это был прямой противник идей анархизма. Поэтому именно его теория становилась опорой тех, кто разочаровался в революционности народа. Многие идеи П.Н. Ткачева позднее проявились в практике народовольцев и большевиков.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--