Курсовая работа: Техника лыжников
Актуальность. Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде лыжного спорта. Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом. В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки [9,16].
В плане многолетней технической подготовки, особенно в юношеском возрасте, необходимо учитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны школьникам в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных групп мышц). В таком случае школьники овладевают несколько упрощенным вариантом способа передвижения. Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения. Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников и т.п. [3,8,18]
В начале лета (1998) был проведен анализ техники каждого из членов национальной команды США. За многие часы наблюдения было выявлено несколько тенденций. (Чад Салмела - тренер национальной команды США по биатлону) (подробнее смотреть глава №2.1) [20]. Спортивная техника лыжника-гонщика достаточно сложна и многообразна. Сложность ее заключается в том, что выполнение двигательных действий лыжника-гонщика осуществляется на фоне воздействия сбивающих факторов, различий в условиях скольжения, состояния рельефа и микрорельефа лыжни, нарастающего утомления. Многообразие техники состоит в том, что спортсмен в процессе передвижения по дистанции использует большой круг различных способов, приемов двигательных действий, обеспечивающих решение главной задачи - достижение высокого спортивного результата. Разработке проблем технической подготовки в лыжных гонках коллектив преподавателей, инженеров, аспирантов, студентов и сотрудников кафедры лыжного спорта института СГИФКа посвятил более 35 лет своей деятельности. Многолетняя исследовательская деятельность коллектива кафедры была направлена на решение проблемы "Оптимизация структуры двигательных действий лыжника-гонщика и пути ее совершенствования". Наиболее активно и плодотворно в разработке проблемы участвовали штатные и внештатные сотрудники Смоленского ГИФКа: профессор В.В. Ермаков (научный руководитель темы), доценты А.В. Пирог, Л.Ф. Кобзева, В.Ф. Лазарев, В.Н. Рыженков, И.Т. Яковлев, Н.П. Копьев, А.В. Гурский; преподаватели Л.Д. Ермакова, Л.И. Рыженкова, О.Ю. Солодухин, В.А. Медведев; инженеры Г.С. Луговский, А.П. Кулешов, А.К. Кириченко, О.О. Лонский, А.А. Савельев, Е.А. Уляхин, А.В. Денисов; преподаватели кафедры физвоспитания Смоленского педагогического университета, доценты Л.Д. Никощенков и С.Л. Никощенков; научные сотрудники ВНИИФКа к. п. н. И.Г. Огольцов, Н.Н. Кондратов; доцент кафедры лыжного спорта РГАФК В.Н. Манжосов; преподаватели кафедры физвоспитания Тартуского университета доценты Ю.А. Кальюсто и Н.Н. Цильмер, доцент Тульского университета доцент Ю.Ф. Рыбаков, доцент Академии физического воспитания республики Беларусь Н.А. Демко. [6]
Научно-методологической основой в исследованиях техники, методики обучения и совершенствования явился системно-структурный метод анализа и оценки техники движений [3]. Параллельно с исследованиями коллективом исполнителей разрабатывались и внедрялись инструментальные методики для регистрации и оценки техники, физических качеств в естественных условиях передвижения. Большую роль в разработке методик и проведении исследований сыграла созданная в 1968 г. лаборатория "Управление спортивно-технической подготовкой". Были сконструированы, изготовлены и внедрены в исследования динамографическая платформа-лыжня, тензодинамографические лыжи, лыжные палки, лыжероллеры, установка для облегчающего лидирования, серия тренажеров, устройств и приспособлений. Лучшие образцы защищены авторскими свидетельствами на изобретения, свидетельствами рационализаторских предложений, экспонировались на ВДНХ CCCP и выставке НТТМ-86 в Варшаве. Некоторые из них были преобразованы в автоматизированные комплексы, позволяющие оперативно получать информативные показатели, давать срочную информацию и формировать банк научных данных. Отдельные методики были использованы в работе КНГ при оказании научно-методической помощи лыжникам-гонщикам сборной команды страны в процессе подготовки к ответственным международным соревнованиям. Представляем результаты наиболее приоритетных исследований, полученные коллективом авторов по изучаемой проблеме.
Цель работы: изучить особенности технической подготовки спортсмена лыжника гонщика
Объект работы: процесс технической подготовки лыжника гонщика.
Предмет работы: техническая подготовка лыжника гонщика.
Глава 1. Основные аспекты общей и специальной технической подготовки
1.1. Основные аспекты технической подготовки
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства [14,15] Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.
Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.
1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например, во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту, при выполнении финального усилия в метании копья, диска и т.д.
2. Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки, велоспорт и др.). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.
3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.
4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы [15].
Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством. Критериями технического мастерства являются:
Объем техники – общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.
Разносторонность техники – степень разнообразия технических приемов. Так, в спортивных играх это – соотношение частоты использования разных игровых приемов.
Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, – спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.
Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.
Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами по [15,16]:
а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханическим эталонам рациональной, она признается наиболее эффективной;
б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;
в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена – силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;
г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.
Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.
Для хорошо освоенных движений типичны:
а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;
б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действия противника в усложненных условиях);
в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;
г) автоматизированность выполнения действий.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--