Курсовая работа: Теоретический анализ профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста
1.2 Безнадзорность детей младшего подросткового возраста в научной литературе
1.3 Причины безнадзорности детей младшего подросткового возраста и направления ее профилактики
Глава 2. Опыт профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста в образовательном учреждении
2.1 Анализ профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста в ГОУ СО ЦСПСиД «Каравелла»
2.2 Алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Российская Федерация – это социальное государство. Его политика направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью всего общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права приобретают декларативный характер.
На рубеже столетий в России сложилась катастрофическая демографическая ситуация: численность населения сокращается, оно в целом стареет, снижается рождаемость. В то же время молодеет преступность, растет количество безнадзорных и беспризорных детей, несовершеннолетние все раньше приобщаются к алкоголю, табаку и наркотикам. И все это происходит на фоне кризиса семьи, недостаточной эффективности работы госструктур, ответственных за решение проблем детства, ухудшения жизни детей, жестокого с ними обращения, грубейшего нарушения их прав и законных интересов.
В настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость приобрел феномен социального сиротства и детской безнадзорности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в феврале 2006 года в России было 715 тысяч безнадзорных детей. Но это только дети, попавшие в поле зрения социальных служб. Экспертные оценки количества беспризорных и безнадзорных значительно выше.
В этих непростых условиях особую значимость приобретают специализированные государственные и негосударственные органы учреждения, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав безнадзорных и беспризорных, предупреждение преступности несовершеннолетних, профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений.
Актуальность исследования: вопрос детской безнадзорности отражает одну из самых тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой зависит будущее не только общества, но и страны в целом. Количество безнадзорных подростков с каждым годом увеличивается в масштабах. Сегодня в России 4 000000 безнадзорных детей; 6 000 подростков - преступников; 573 000 детей-сирот. Актуальность исследованияобусловлена тем, что современный период социального развития России характеризуется деформацией семейного образа жизни, феноменом вытеснения детства из семьи, нарушением родительско-детских отношений, ростом насилия, жестокого отношения к детям, количеством неблагополучных подростков и т. д. Это неслучайно, ведь наиболее уязвимым для влияния и последствий социально-экономического кризиса в любой стране, является подрастающее поколение. Духовная жизнь подростков, в силу недостаточной сформированности социально-психологической структуры их личности, в первую очередь системы ценностей подвергается насильственному воздействию со стороны асоциальных условий проживания, кризиса образования, дегуманизации общества в целом.
В настоящеевремя проблему подростковой безнадзорности изучают такиеотечественные исследователи как: В. П. Борисенков, С. В. Дармодехин, Э. Б. Мельникова, Л. Л. Рыбцова и др.
Объект исследования: безнадзорность детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: содержание профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста.
Цель исследования: проанализировать содержание профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста и определить алгоритм деятельности социального педагога по ее реализации.
Задачи исследования:
· дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста;
· рассмотреть безнадзорность детей младшего подросткового возраста в научной литературе;
· выделить причины безнадзорности детей младшего подросткового возраста и направления ее профилактики;
· проанализировать содержание профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста в ГОУ СО ЦСПСиД « Каравелла»;
· составить алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, обобщение, сравнение, диагностика, наблюдение.
База исследования: ГОУ СО ЦСПСиД «Каравелла».
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста
безнадзорность младший подросток
Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания [23, с. 65].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--