Курсовая работа: Теоретический анализ влияния физических упражнений на детей дошкольного возраста с речевой патологией

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1 Характеристика нарушений речи и их причины

1.2 Классификация врожденных пороков развития лица, при которых нарушается речь

1.3 Развитие речи у детей

1.4 Особенности психоэмоционального и физического развития детей с нарушением речи

1.5 Речедвигательная ритмика в системе воспитания и обучения дошкольников

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. Многие исследователи отмечают недостаточную устойчивость внимания, тенденцию к снижению психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти [4, 10, 11, 19]. Дети с речевой патологией часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, путают, где право, а где лево. Нарушения в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере ребёнка достаточно индивидуальны, их нельзя типологизировать по логопедическому диагнозу [20]. В большей степени они зависят от этиологии дефекта, сопутствующих нарушений (органических травм, функциональных расстройств) и социального опыта ребёнка [6, 9].

Для детей с речевой патологией характерны отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей грамотных навыков [5].

Специалисту по физической культуре необходимо не только понимание общих подходов в физическому воспитанию детей с нарушениями речи и знание отдельных методик работы с ними, но и чёткое представление о технологии изменения содержания физического воспитания, в соответствии с особенностями их двигательного и психического развития, обусловленных, как основным дефектом, так и сопутствующими нарушениями [7, 14].

Чем меньше возраст ребёнка, тем эффективнее и быстрее осуществляется устранение двигательных нарушений и недостатков физического развития. Значение двигательной активности очень велико для развития и формирования биологической основы, на которой в дальнейшем возникает всё богатство нормальных поведенческих реакций человека [16, 21].

Двигательная активность в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Причём после каждой очередной физической нагрузки происходит не просто восстановление затраченной организмом энергии в связи с его деятельностью, а избыточное восстановление, то есть фаза суперкомпенсации [2]. Поэтому роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребёнка невозможно без комплексного подхода к формированию основ его здорового образа жизни.

Цель исследования – изучить влияние физических упражнений на дошкольников, имеющих нарушения речи.

Объект исследования - физические упражнения в режиме дня дошкольников с нарушениями речи.

Предмет – влияние физических упражнений на дошкольников с речевой патологией.

Гипотеза – предполагается, что комплекс упражнений окажет положительное влияние на дошкольников с нарушениями речи.

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1 Причины возникновения нарушений речи

Причина нарушений речи – воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства, и без которых последнее не может возникнуть [11].

Причинами возникновения нарушений речи могут быть:

I. Врождённые (травмы, полученные во внутриутробном периоде: травмы коры головного мозга, проводящих путей, периферических отделов ЦНС; токсикоз матери, злоупотребление матерью алкоголем и наркотиками, сильные стрессовые и травмирующие ситуации). Могут возникнуть следующие нарушения:

- органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (алалия, афазия, дизартрия, анартрия, заикание).

- функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата (ринолалия, нарушение голоса, дислалия).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 335
Бесплатно скачать Курсовая работа: Теоретический анализ влияния физических упражнений на детей дошкольного возраста с речевой патологией