Курсовая работа: Теории построения движений Н. А. Берштейна
Оглавление.
Введение………………………………………………………………..2
1. Психофизиологическая основа организации движений……...3
1.1. Принцип сенсорных коррекций…………………………….4
1.2. Схема рефлекторного кольца………………………………6
1.3. Уровни построения движений……………………………..7
2. Формирование двигательных навыков……………………….10
2.1. Структура двигательных навыков ………...……………10
2.2. Природа навыка и тренировки. ………………………….12
З. Уровневый подход при анализе механизмов психической деятельности……………………………………………………..…..15
3.1.Внимание и деятельность…………………………………15
3.2.Восприятие…………………..………………………………20
Заключение…………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………27
Введение.
Существующее в настоящее время в психологии представление о физиологии движений были сформулировано и экспериментально обосновано выдающимся российским ученым Н. А. Бернштейном.
Врач-невропатолог по образованию, физиолог по своим научным интересам, Н. А. Бернштейн выступал в научной литературе как страстный защитник принципа активности — одного из тех принципов, на которых строится психологическая теория деятельности. В 1947 г. вышла одна из основных книг Бернштейна «О построении движений», которая была удостоена Государственной премии. В этой книге был высказан ряд совершенно новых идей. Одна из них состояла в опровержении принципа рефлекторной дуги как механизма организации движений и замене его принципом рефлекторного кольца.
Цель данной работы является анализ основных аспектов теории построения движений Н. А. Берштейна.
Объект изучения—закономерности организации движения.
Задачи работы:
1) Описать психофизиологическую основу организации движений;
2) Рассмотреть механизмы формирования навыков;
3) Выделить основные механизмы психической деятельности, такие как: внимание и восприятие.
1. Психофизиологическая основа организации движений.
В трудах Н. А. Бернштейна нашла блестящую разработку проблема механизмов организации движений и действий человека. Занимаясь этой проблемой, Н. А. Бернштейн обнаружил себя как очень психологично мыслящий физиолог, в результате его теория и выявленные им механизмы оказались органически сочетающимися с теорией деятельности; они позволили углубить наши представления об операционально-технических аспектах деятельности.
Н. А. Бернштейн выступил в научной литературе как страстный защитник принципа активности - одного из тех принципов, на которых покоится психологическая теория деятельности.
В 1947 г. вышла одна из основных книг Н. А. Бернштейна "О построении движения", которая была удостоена Государственной премии. В этой книге были отражены итоги почти тридцатилетней работы автора и его сотрудников в области экспериментальных, клинических и теоретических исследований движений и высказан ряд совершенно новых идей.
Одна из них состояла в опровержении принципа рефлекторной дуги как механизма организации движений и замене его принципом рефлекторного кольца. Этот пункт концепции H.A. Бернштейна содержал, таким образом, критику господствовавшей в то время в физиологии высшей нервной деятельности точки зрения на механизм условного рефлекса как на универсальный принцип анализа высшей нервной деятельности [6 ] .
Объектом изучения Н. А. Бернштейн сделал естественные движения нормального, неповрежденного организма, и, в основном, движения человека. Таким образом, сразу определился контингент движений, которыми он занимался; это были движения трудовые, спортивные, бытовые и др. Конечно, потребовалась разработка специальных методов регистрации движений, что с успехом осуществил Бернштейн.
До работ Н. А. Бернштейна в физиологии бытовало мнение (которое излагалось и в учебниках), что двигательный акт организуется следующим образом: на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа; затем в результате действия какого-то стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и движение реализуется. Таким образом, в самом общем виде механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение программ) - двигательная реакция.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--