Курсовая работа: Типы и факторы девиантного поведения подростков
Введение ……………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретический анализ феномена девиантного поведения
1.1. Сущность и теории девиантного поведения…………………5
1.2. Типы девиантного поведения…………………………………12
Раздел 2. Девиантное поведение подростков
2.1. Общая психологическая характеристика подросткового возраста…………………………………………………………….21
2.2. Особенности и типы девиантного поведения подростков……..26
2.3. Практические рекомендации при работе с девиантными подростками………………………………………………………..33
Выводы ………………………………………………………………………...42
Литература …………………………………………………………………….44
Введение
Актуальность те мы. Эта работа посвящена изучению типов и факторов девиантного поведения подростков. Необходимость в проведении исследования по данной теме обусловливается, на наш взгляд, многими причинами. Во-первых, проблема девиантного поведения сама по себе выступает одной из актуальных проблем психологической науки. Она связана с большим кругом проблем, начиная от обычных подростковых нарушений поведения и заканчивая криминальным.
Во-вторых, в психологической науке недостаточно полно решена проблема факторов, их места и ступени воздействия на формирование и проявление этого феномена.
В-третьих, из всего круга проблем девиантного поведения самой важной можно считать проблему девиантного поведения подростков. Поскольку подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением нормы, а не симптомом психологического заболевания.
Объектом исследования является феномен девиантного поведения человека.
Предмет ом исследования выступают особенности девиантного поведения подростков.
Целью данной работы является анализ типов и факторов девиантного поведения подростков.
Основн ы е задачи исследования :
1.Провести теоретический анализ феномена девиантного поведения.
2. Проанализировать специфику девиантного поведения в подростковом возрасте.
3. Разработать психологические рекомендации.
Методологической и теоретической основой исследования есть концептуальные положения отечественных исследователей (А. Е. Личко, Я.И. Гилинского, Ю.В. Кудрявцева и др.) и зарубежных (З. Фрейда, Р.Мертона, Н. Смелзера, С. Линга, Э. Фромма и др.).
Методы исследования . В ходе исследования был использован теоретический анализ.
Структура работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованной литературы (30 источников). В первом разделе приведены результаты теоретического анализа сущности, теорий и типов девиантного поведения. Во втором разделе описаны особенности видов девиантного поведения подростков, а также факторы обусловливающие его. Также наведены практические рекомендации психологу в роботе с девиантными подростками и родителям. Общий объем работы – 45 страниц.
Раздел 1. Теоретический анализ феномена девиантного поведения
1.1 Сущность и теории девиантного поведения ? ????????? ????? ????? ?????????????? ??????????? ?????????? ??????? ? ???????? ??????????? ?????????. ??????? ???????? ?????????? ?????????????? ? ????????????, ??????????????, ??????????, ?????????? ??????, ?????????? ? ????? ??????????.?????? "????????" ?????????? ?? ?????????? ?????deviatio, ??? ????????? ?????? "?? ??????" ? ??????????? ??? "??????????". ?????? ?????? ???????????? ? ?????? ??????, ? ??? ????? ? ?????????? ? ? ????? ?????????????? ????????, ?????? ?????????? ??? ??????????? ? ?????? ???????. ? ??????????? ?????????? ??? девиантным поведением ??????????:1. ????????, ???????? ????????, ?? ??????????????? ?????????? ????????????? ??? ?????????? ??????????? ? ?????? ???????? ??????, ????-?? ????? ???????????? ????????, ?????, ???????? ??? ??????.2. ?????????? ???????, ?????????? ? ???????? ?????? ???????????? ????????????, ?? ??????????????? ?????????? ????????????? ??? ?????????? ??????????? ? ?????? ???????? ??????.? ?????? ???????? ?????????? ????????? ???????? ??????????????? ????????? ????? ? ?????????? ??????????, ??????????, ??????????. ?? ?????? ???????? ? ????????? ?????????? ? ?????????? ??????????[18].?????????-?????????? ???????? ???????? ???????????? ??? ??? ????????, ??? ? ??? ????????. ?????? ?????? ???? ??? ?????????????? ????????? ???????? ?????????? ??????? ?????????????? ? ???? ??????????????? ? ?????????-??????????????? ??????????[11].Исходным для понимания отклонений служит понятие "норма".
В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация – это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения [18].
Не случайно Л. Пожар предлагает рассматривать норму в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную. При этом идеальная норма – это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный специфический путь развития, любое отклонение можно считать девиацией лишь в сравнении с этим трендом. Таким образом, функциональная (индивидуальная)норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий.
Статистическая норма, как самая большая частота появления определенного показателя, соответствует общему предположению о том, что большинство людей относится к нормальным людям. И все же наиболее приемлемым при разграничении нормы и девиации считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором «норма» представляет собой:
1. что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы;
2. что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--