Курсовая работа: Типы русских газет начала XX века
Введение
Глава 1. Периодическая печать в жизни русского общества начала ХХ века
1.1 Газета как вид периодической печати: газета и журнал в системе журналистики
1.2 Журналистика как инструмент политической борьбы: значение газет в жизни общества начала ХХ века
Глава 2. Массовые газеты в России начала ХХ века
2.1 Центральные газетные издания начала ХХ века
2.2 Провинциальные газеты: типология и особенности издания
2.3 Специализированные издания: типология спортивных изданий начала ХХ века
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Русская печать началась с газет, очень быстро они были вытеснены журналами, но к концу XIX в. на первое место снова выходят газеты. Они становятся объектом пристального внимания, русские журналисты пытаются определить основные отличия газеты от журнала, понять причины стремительного роста их влияния на читателей. В то же время журналистов волнует судьба толстого ежемесячника, так долго бывшего флагманом русской журналистики.
К концу XIX в. значительно расширяется читательская аудитория, потребности которой в информации один тип издания, а именно журнал, удовлетворить уже не может. Развитие науки, искусства, литературы требовало появления новых типов периодики, более подробно освещающих эти сферы деятельности.
Усложнившаяся общественная и политическая жизнь России вызвала появление разнотипных газет, которые для своей аудитории, тоже разнотипной и по составу и по степени образования, должны были рассказывать о событиях и комментировать их. Давать злободневную информацию о событиях – это функция газет, комментировать, обобщать газетную информацию – преимущественно задача журналов. Исследование особенностей периодической печати, в частности газет, позволит расширить представление о политической и культурной жизни России начала ХХ века, чем и будет обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Типы русских газет начала ХХ века» звучит актуально.
Объектом исследования является периодическая печать в России начала ХХ века.
Предмет исследования типология и тематическое своеобразие газетных изданий начала ХХ века.
Цель настоящей работы проанализировать типологию газетной периодики начала ХХ века в контексте общественно–политической жизни России указанного периода.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить предпосылки, развития периодической печати в России в начала ХХ века.
2. Проанализировать значение периодических газет в общественно–политической жизни России указанного периода.
3. Исследовать типологию центральных газетных изданий.
4. Изучить специфику провинциальной периодической прессы.
5. Охарактеризовать особенности специализированной периодической печати – на примере спортивных газет.
Методологической основой работы послужили исследования в области истории и практики журналистики, теории журналистики и социологии, а именно научные труды, посвященные проработке проблем методологии научного познания в области прессоведения, – в частности труды Б.И. Есина, Е.П. Прохорова, К.А. Алексеева, В.В. Баранова, Е.А. Слюсаренко, А.В. Виннийчук, А.А. Грабельникова, О.Д. Минаева, С.Я. Махониной, А.В. Коноваловой и др. по методологии и методике журналистских исследований.
Методы исследования . В качестве основного был использован описательный метод исследования, включающий приемы анализа и обобщения, в качестве вспомогательного – системно–структурный.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Периодическая печать в жизни русского общества начала ХХ века
1.1 Газета как вид периодической печати: газета и журнал в системе журналистики
Соотношение газет и журналов в системе журналистики является одной из основных характеристик состояния периодики страны или региона в определенный исторический момент.
Россия прошла в этом смысле своеобразный путь развития: первыми периодическими изданиями, возникшими в начале XVIII в., были газеты, потом их практически на целый век вытеснили журналы – «толстое» литературно-публицистическое издание, тип которого, по мнению исследователей, был выработан чисто русскими условиями и запросами читательской аудитории.
Газета и журнал – это не просто два вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрение.
В современных исследованиях подчеркивается, что «предметом журналов выступают прежде всего устойчивые процессы в беспокойном содержании явлений, а газет – изменчивость в этих процессах».[1]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--