Курсовая работа: Торгово-экономические отношения России и Кубы
Введение
1 История развития российско-кубинских отношений
1.1 У истоков российско-кубинских отношений
1.2 Российско-кубинское сотрудничество на новых условиях
1.3 Российско-кубинские отношения и Закон «Хелмса-Бертона»
2 Состояние торгово-экономических связей России с Кубой на современном этапе
2.1 Торговля товарами
2.2 Активизация сотрудничества по линии регионов
2.3 Перспективы российско-кубинского торгово-экономического сотрудничества
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Императив интеграции постсоветской России в мировое хозяйство и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость совершенствования управления двусторонними отношениями нашей страны как с новыми, так и с традиционными партнерами. Между тем взаимодействие с последними в процессе развертывания радикальных рыночных реформ во многих случаях оказалось критически ослабленным. Это касается и российско-кубинских хозяйственных контактов: с 1992 г. налицо тенденция к свертыванию сотрудничества по ряду направлений. Серьезная озабоченность руководства России данным обстоятельством проявилась в ходе последнего визита на Кубу российского министра иностранных дел, предваренного рядом его выступлений в центральной печати
В связи с вышеизложенным целью курсовой работы является системная разработка концептуальных основ механизма управления экономическим сотрудничеством РФ с Республикой Куба, задействование которого способно переломить отмеченную тенденцию и вывести это сотрудничество на новый, отвечающий рыночным критериям, уровень.
Объектом исследования послужили прошлое, настоящее и перспективы системы российско-кубинских экономических отношений, а предметом — организационно-управленческие факторы ее предстоящей активизации.
Задачами курсовой работы являются:
1. рассмотрение истории развития российско-кубинских отношений
Методологической и теоретической основой стали: 1) системный подход к исследуемым объекту и предмету; 2) ключевые положения трудов зарубежных и отечественных ученых и специалистов по тематике внешнеэкономической деятельности, проблемам экономического развития Кубы, вопросам национальной безопасности и по другим смежным сюжетам; 3) концептуальные подходы, воплощенные в законодательных актах России и Кубы, нормативных и методических документах соответствующих госорганов.
В качестве фактологической и статистической базы использовались официальные материалы МВЭС и Минторга России, Государственного таможенного комитета РФ, а также министерств внешней торговли и иностранных инвестиций Республики Кубы, ряд работ отечественных, кубинских и американских ученых и специалистов.
Научная новизна, связанная с реализацией сформулированной ее цели, состоит в разработке концепции повышения в новых, рыночных, условиях эффективности управления российско-кубинским экономическим сотрудничеством как сложной, многосубъектной и развивающейся системой.
К числу зарубежных авторов, на работы которых в методологическом, теоретическом и иных планах опирался диссертант, относятся, в частности, следующие ученые и специалисты: К.Блазье, В.Р.Дункан, Ф.Кастро Рус, К.Лахе Давила, К.Меса-Лаго, К.Р.Родригес, Х.Л.Родригес, Р.Турите, А. Цимбал ист, СЭкштейн и другие. К числу отечественных: А.Бекаревич, В.Бородаев, В.Вольский, Н.Зайцев, П.Кормилицын, Н.Кухарев, К.Майданик, Ю.Петров, К.Хачатуров и другие.
1 История развития российско-кубинских отношений
1.1 У истоков российско-кубинских отношений
Развал СССР ознаменовал окончание целой эпохи во взаимоотношениях наших стран и ликвидацию многих возможностей, связанных с продолжением имевших место тесных торгово-экономических контактов и их поэтапной эволюцией. Упомянутое историческое событие означало, что вместо одного мощного субъекта торгово-экономических связей с республикой Куба на международной арене одномоментно возникло полтора десятка новых государственных образований.
Несмотря на наличие очевидных преимуществ России как правопреемницы Советского Союза перед другими постсоюзными республиками в смысле жатвы плодов многолетнего экономического сотрудничества на кубинском направлении, в конце 1991 и в первой половине 1992 годов российско-кубинские экономические отношения были по сути заморожены. [1]
В отличие от России многие из вновь образованных на территории развалившегося СССР государств незамедлительно оформили официальные двусторонние отношения экономического характера с республикой Куба и заключили с ней многолетние соглашения о торговом сотрудничестве.
Что касается России, сахарные заводы которой за годы двусторонней торговли попали в сильную зависимость от регулярных поставок кубинского сахара-сырца, то на федеральном уровне в этот период все контакты с Кубой в торгово-экономической сфере свелись к примитивным квартальным бартерным сделкам "сахар-сырец - нефть" как суррогату прежнего разветвлённого комплекса двусторонних торгово-экономических связей. Однако даже выполнение этих краткосрочных сделок постоянно находилось под угрозой срыва - и в силу их слабой правообеспеченности, и вследствие общего кризиса экономик двух стран (и прежде всего, разумеется, спадом в отечественной нефтедобыче).
Наблюдавшееся нами в начале 90-х годов вопиющее бездействие руководителей России выглядело на фоне тридцатилетнего тесного экономического сотрудничества двух стран просто нелепо.
Ведь ещё в 1989 году в структуре кубинского экспорта в Советский Союз ключевые позиции занимал сахар-сырец. В последние двадцать лет сотрудничества его доля по стоимости каждый год колебалась, но никогда не была ниже 65% (а в отдельные годы превышала 80%). Во второй половине 80-х годов при фактически неизменных абсолютных показателях кубинского экспорта в нашу страну имела место определённая тенденция к уменьшению в нём доли сахара-сырца (в 1985 году - 80%, в 1987 году - 76%, в 1989 году - 67%). Однако это ни в коей мере не ставит под сомнение тот тезис, что СССР в течение всего периода существования двусторонних отношений был основным потребителем кубинского сахара-сырца. Советская доля в экспорте последнего Кубой возросла с 27,9% в 1971 году до 58,5% в 1977 году, а затем, несколько понизившись в 1978-1984 годах вновь подскочила почти до 60% в 1987-1988 годах. В абсолютном выражении это означало осуществление ежегодных поставок в последние 15 лет истории СССР в среднем 3,5 млн. т, а в некоторые годы - свыше 4 млн. т (см. приложение 3).
В целом за период 1960-1991 годов Куба поставила в СССР около 90 млн. т сахара-сырца. Очевидно, что в торговле сахаром-сырцом образовалась взаимная стратегическая зависимость партнёров. Огромный удельный вес Кубы как крупнейшего поставщика сахара-сырца в СССР и роль Советского Союза в качестве потребителя львиной доли данного продукта предопределили особый статус связанных с ним торговых операций в общем контексте экономических отношений двух стран. Характерной чертой этого специфического статуса стала приоритетность выполнения взаимных обязательств наших государств при операциях с сахаром-сырцом, подчас даже в ущерб своим интересам или в нарушение обязательств перед другими партнёрами. Так, в 1986-1990 годах, будучи не в состоянии выполнить свои экспортные обязательства перед СССР, Куба была вынуждена затратить 398 млн. долларов на закупку сахара-сырца на мировом рынке. При этом она потеряла 20% своих доходов в СКВ и прекратила отгрузку сахара-сырца в Японию.
В свете вышесказанного пассивное созерцание руководителями нашей страны гибели разветвлённой системы двусторонней торговли между Кубой и Россией, имевшее место в 1991-1992 годах, выглядит просто кощунственно.
Первым проявлением смягчения позиций высшего руководства Российской Федерации оказалось подписание летом 1992 года серии президентских указов, частично затрагивавших вопросы создания механизма реализации соответствующих торговых отношений.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--