Курсовая работа: Ценностные ориентации младших школьников

Введение . 2

1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций . 5

1.1. Основные характеристики ценностей современного общества. 5

1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. 8

Выводы по первой главе . 12

2. Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. 13

2.1. Описание предмета изучения. 13

2.2. Описание метода изучения и структура исследования. 13

2.3. Количественный анализ полученных данных. 14

Выводы по второй главе . 18

Заключение . 19

Список литературы . 21


Введение

Вся история мировой социальной мысли отражает глав­ное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятель­ность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует ка­чественную определённость общества, но и общество форми­рует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности фор­мирует личность.

Человек одновременно и субъект и объект всех общест­венных отношений.

Формирование личности, как объекта общественных от­ношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образ­цов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых чело­век приобретает социальную природу и способность участво­вать в социальной жизни. В процессе социализации прини­мает участие все окружающее индивида: семья, соседи, свер­стники в детских заведениях, школе, средства массовой ин­формации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факто­ров: ожидания, изменения поведения и стремление соответст­вовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) под­ражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игро­вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся пони­мать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализа­ции продолжается в течение всей жизни человека, и утвер­ждают, что социализация взрослых отличается от социализа­ции детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социали­зация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети прини­мают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои соб­ственные. Идентификация означает внутреннее освоение цен­ностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

В своей работе я планирую дать теоретический и эмпирический анализ характеристики и факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков, что и является целью нашего исследования.

Задачи:

1. Изучение специализированной литературы.

2. Выявление возможностей исследовать поставленную проблему.

3. Обнаружение факторов влияющих на формирование ценностей младших школьников.

4. Формулировка стратегических и тактических ориентаций в социально-психологическом изучении ценностей.

Объект исследования – ценностные ориентации младших школьников.

Субъектом исследования являются школьники начальной школы.

Исследование состоит из трех частей:

1. Подготовительный этап. Выявление проблемной ситуации, характеристика выдвинутой проблемы; информационно-поисковый анализ разработанности темы.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 614
Бесплатно скачать Курсовая работа: Ценностные ориентации младших школьников