Курсовая работа: Ценностные ориентации младших школьников
Введение . 2
1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций . 5
1.1. Основные характеристики ценностей современного общества. 5
1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. 8
Выводы по первой главе . 12
2. Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. 13
2.1. Описание предмета изучения. 13
2.2. Описание метода изучения и структура исследования. 13
2.3. Количественный анализ полученных данных. 14
Выводы по второй главе . 18
Заключение . 19
Список литературы . 21
Введение
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
В своей работе я планирую дать теоретический и эмпирический анализ характеристики и факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков, что и является целью нашего исследования.
Задачи:
1. Изучение специализированной литературы.
2. Выявление возможностей исследовать поставленную проблему.
3. Обнаружение факторов влияющих на формирование ценностей младших школьников.
4. Формулировка стратегических и тактических ориентаций в социально-психологическом изучении ценностей.
Объект исследования – ценностные ориентации младших школьников.
Субъектом исследования являются школьники начальной школы.
Исследование состоит из трех частей:
1. Подготовительный этап. Выявление проблемной ситуации, характеристика выдвинутой проблемы; информационно-поисковый анализ разработанности темы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--