Курсовая работа: Туристический бизнес в России

Введение. 2

Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли. 4

1.1 Понятие "туристская индустрия". 4

1.2 Виды туризма. 12

1.3 Социально-экономическое значение туризма (внутреннего, въездного, выездного) 15

1.4 Социальный туризм.. 18

Глава 2. Воздействие социальных процессов на развитие туризма (внутреннего, въездного, выездного) 28

2.1 Социальные процессы. Понятие и сущность. 28

Заключение. 37

Список использованной литературы.. 38

Введение

Туристский бизнес в России находится на стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.

Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы.

В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 2002 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е.81,2%, не имели соответствующего сертификата качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к снижению роста туризма в России. Дефицит платежного баланса по статье "туристские услуги (поездки)" в 1999 г. составил около 3,2 млрд. долл. США, удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 13%. Общее число прибытий в Россию составило 18,8 млн. чел., при этом из стран дальнего зарубежья - 7,1 млн. чел., в том числе с целью туризма - 1,9 млн. чел. (26,8%). Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан, из них с целью туризма - 1,14 млн. человек (9,7%).

Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных процессов и явилось основным содержанием данной работы.

Можно выделить следующие задачи работы:

изучение развития туризма на современном этапе, в том числе социального туризма,

исследование социальных процессов, оказывающих влияние на развитие туризма (въездного, выездного, внутреннего),

анализ ситуации на рынке туристских услуг, проведение сегментации рынка потребителей туристских услуг.

Глава 1 . Общая характеристика туристской отрасли

Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики, играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития большого числа стран и регионов. Доля туризма в ВВП стран колеблется от 2% в высокоразвитых и диверсифицированных экономиках до 10% в странах с относительно крупным туристский сектором. В островных государствах и наименее развитых странах его доля может составлять до 30-40%[1] . Для многих стран иностранный туризм превратился в существенный источник увеличения доходов от экспорта и роста национальной экономики.

Несмотря на значительную роль, которую международный туризм играет сегодня в мировых экономических и социальных отношениях в научной литературе практически отсутствуют работы, посвящённые исследованию зависимостей между показателями туризма и воздействующими на них социальными процессами. В специальной литературе, как правило, всё заканчивается перечислением таких факторов, как наличие уникальных туристских ресурсов, капитала, трудовых ресурсов, благоприятного таможенного и пограничного режима. Эти факторы, безусловно, оказывают большое влияние на развитие туризма в той или иной стране. [2]

1.1 Понятие "туристская индустрия"

Туристская индустрия - совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально - технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:

организаторов туризма - туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);

предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);

транспортные предприятия (авто - и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.);

экскурсионное бюро;

производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);

предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);

предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 322
Бесплатно скачать Курсовая работа: Туристический бизнес в России